Сутра 12. Прошлое и будущее существуют

  • Прошлое и настоящее существуют в реальности. Форма, принимаемая во временном понятии настоящего — результат характеристик, развитых[ранее] и содержит латентные семена будущих качеств.
    Бейли
  • Прошлое и будущее существуют в собственной природе, различаясь свойствами.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Прошлое и будущее находятся в их собственной природе, так как пути отношений различны.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Прошлое и Будущее существуют в из природе; поскольку различие существует благодаря различию в условии свойств.
    Ганганадха
  • Сущность того, что исчезло, так же как и того, что может появиться, всегда существует. Проявятся они или нет, зависит от направления изменения.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Все, что произойдет в будущем или произошло в прошлом, пребывает в латентном состоянии. Прошлое не исчезает. Будущее обязательно наступит.

    Патанджали вновь акцентирует внимание на том, что ничто не может быть уничтожено. Все, что было заменено в процессе изменений, остается в латентном состоянии.

  • Прошлое и будущее существуют в своей собственной природе (сварупа),различия [лишь] в проявлении дхарм.
    Загуменнов
  • Поскольку качественные определённости различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.
    Островская и Рудой
  • Прошлое и будущее существуют в их собственной природе, так как зависят от различных законов.
    Ригина
  • Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.
    Свенсон
  • Прошлое и будущее существует в своей собственной природе, качества же имеют разные пути.
    Фальков
  • Прошлое и будущее существуют в их собственной форме благодаря различию путей.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Мировой процесс в терминах времени ― это прошлое, настоящее и будущее. Этот мир имеет различные состояния в форме событий и процессов. То, что есть сегодня, станет происшедшим вчера, а через какое-то время случившимся в далеком прошлом. Это сегодня будет существовать [завтра] и будет продолжать существовать даже год спустя, но оно будет существовать не в настоящем. Оно будет существовать в прошлом. В то же время мир, который еще не наступил ― мир будущего времени, уже существует [сегодня]. Спустя день или два, или через несколько лет будущее станет миром настоящего, а затем ― миром прошлого.
    Итак, мы подошли к тому, что мир существует в прошлом, в настоящем так же, как и в будущем. Прошлое, настоящее и будущее существуют в их собственной реальной форме. Они не искажаются, между ними отсутствует путаница; не происходит их смешения, и они не теряются. Не теряется ни их существенная форма, ни идентичность. Существуют люди, которые в состоянии проникать в тот мир времени, который называется будущим. Они становятся предсказателями и говорят, что должно наступить. им образом, в этой сутре говорится, что мир времени в форме прошлого и будущего можно считать [существующим] раздельно. Это классическая точка зрения философии йоги. Существенная форма мира времени ― это вопрос для дискуссии. Что более важно, это различие в присущих качествах. Существует два пути [толкования мира]: один ― это предопределенность [детерминированность], другой ― [наличие в мире] свободной воли.
    Детерминированный процесс подобен проектированию фильма на экран. Будет проектироваться только то, что содержится в фильме; не может проектироваться что-нибудь еще.
    Другой путь ― это путь свободной воли. [Согласно ему], из происходящего существует много того, что может изменяться в соответствии с нашей волей. Из-за различия этих двух путей существует различие в присущих [пространственно-временным состояниям] качествах.
    (1) Прошлое и будущее остаются различными [по своей природе].
    (2) Это [различие] может быть преодолено.
    В соответствии с йогой, все происходящее абсолютно предопределено в пространстве и времени. Все происходит подобно фильму, проектируемому на экран, но существует различие в присущих им [пространственно-временным состояниям] качествах (дхармах). Это различие имеет место благодаря различию путей, а различные пути ― это то, что мы называем предопределенностью и свободой воли. Если обсуждать предопределенность, будущее становится настоящим, настоящее становится прошлым. Вы не изменяете их, вы не можете сделать это, потому что это за пределами ваших сил. Согласно второму подходу, будущее также становится настоящим, а настоящее ― прошлым, но в каждый момент вами совершается изменение, поэтому что вы обладаете возможностью менять их. У вас имеется способность знать секрет мира времени.

  • Существование прошлого и будущего так же реально, как и существование настоящего. По мере того как мгновения переходят в движения, которым еще предстоит проявиться как будущее, качество знания, которое заключено в уме и сознании, загрязняется.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Понимание времени избавляет от зависимостей. Время – это система, обозначающая последовательную связь, при которой одно событие постоянно сменяется другим. Таким образом, актуализируются прошлое, настоящее и будущее. Время рассматривается как бесконечная длительность, где одно событие всегда следует за предыдущим.
    Прошлое и будущее так же реальны, как и настоящее. Порядковое, ритмичное превращение мгновений (кшана чакра) в движения образует колесо времени (кала чакра). Его существование реально и вечно.
    Настоящее может блекнуть, превращаясь в прошлое, а может явно проявлять себя в будущем. Игра гун природы изменяет условия, создавая иллюзию, что изменилось время.
    Прошлое и будущее вплетаются в настоящее, хотя в силу движения мгновений проявляются по-разному.
    Желание питает действие, нацеленное на исполнение желания. Пауза между желанием, действием и исполнением желания воспринимается как время, которое проявляется как прошлое, настоящее и будущее. Правильное понимание мотивации и движения мгновений освобождает йогина от оков рабства.
    Мгновение неизменно и вечно. Мгновения перетекают в действия постоянно, измеряясь прошлым, настоящим и будущим. По сравнению с вечностью измеряемое время конечно.
    Отрицательно время проявляется интеллектуально (отсутствие духовного знания, авидья, и гордыня, асмита), эмоционально (привязанность к удовольствию, рага, избегание боли, двеша) и через инстинкты (желание цепляться за жизнь, абхинивеша). Положительно время проявляется в приобретении знания. Опыт прошлого служит опорой для настоящего, прогресс в настоящем создает здоровую основу для будущего. Прошлое может быть использовано в качестве проводника для развития бдительности, осознанности и способности к различению, которые делают путь к духовной реализации более гладким. Тот йогин, который движется глубоко в своем познании уникального кругооборота времени, остается равнодушным к движению мгновений. Он пребывает в настоящем, а это, в свою очередь, останавливает процесс образования желаний. Он становится чист в своем знании, искренен в сердце и свободен от порабощающих сознание оков времени. Когда связь между движениями мгновений и сознанием прекращается, наступает переживание свободы и блаженства, кайвальи.
    (См. III.14, 16; IV.33.)