Сутра 13. Фактор существования
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Характеристики, латентные или действующие, относятся к природе трёх гун(качеств материи).Бейли
-
То, что они проявляются или существуют в тонких состояниях, зависит от природы гун.Вивекананда (новый перевод)
-
Принадлежа к природе Гун, они бывают проявляющимися или тонкими.Вивекананда (старый перевод)
-
Они «проявлены» (вьякта) и «тонкие», и являются природой Атрибутов(гуна).Ганганадха
-
Проявление конкретных характеристик зависит от изменений трёх качеств.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Три качества - это инертность, активность и ясность. Все прочие характеристики являются просто комбинациями этих трех основных, составляющих суть всего (сутра 2-18).
-
Они «проявлены» или тонки [и обладают] природой гун.Загуменнов
-
Они суть проявленные или «тонкие» и наделены природой гун.Островская и Рудой
-
Они (прошлое, будущее и их законы) — проявлены или не проявлены в зависимости от сущности [трёх] Гун.Ригина
-
Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств(гун).Свенсон
-
Принадлежа к природе Гун, они бывают выражены или едва намечены.Фальков
-
Проявляются или не проявляются, они [обладают] природой гун.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
"Они" здесь означает неотъемлемые качества мира времени (дхармы). Эти дхармы бывают явными в форме настоящего или неявными в форме прошлого или будущего. Они [прошлое, настоящее и будущее] представляют собой не только события, но они есть различные комбинации дхарм и объектов, которые вы воспринимаете и которые пропитаны тремя гунами, а именно: саттвой, раджасом и тамасом. Гуны ― это фундаментальный принцип как в личности, так и в космосе. Они соединяются в различных пропорциях и таким образом дают начало объектам, [существующим] в мире. Итак, явные качества и неявные состояния мира происходят от трех гун. Следует понимать, что время ― такая же важная часть мира, как и объект. Обычно считается, что мир ― это просто творение, [содержащее] материальные, ментальные и духовные объекты. Но мир включает в себя и такой фактор, как время. Сутра полностью проясняет суть вопроса, говоря, что дхармы не есть просто плод воображения, но они обладают определенным существованием, поскольку созданы из трех гун.
Понять временной процесс мира и выйти за его пределы можно тогда, когда в личности или в космосе уничтожаются гуны. -
Три временные фазы циклично перемежаются друг с другом и переплетаются с качествами природы. Они меняют структуру качеств природы, делая их либо проявленными, либо тонкими.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Желание, действие и вознаграждение не только вплетаются во временной цикл. Их сочетание и степень проявленности определяются в соответствии с движением саттвы, раджаса и тамаса. Они могут проявляться, всплывать на поверхность, а могут пребывать в скрытом состоянии и обнаружить себя позднее.
Обреченный гунами вращаться в колесе времени, человек в огне своего сознания стал ковать представления и подпитывать их желаниями. Основываясь на прошлых действиях и опыте, он начал формировать свою жизнь таким образом, чтобы освободиться от двойственности. Этот процесс предполагал такое явление, как время, которое не имеет ни начала, ни конца, но по сути – всего лишь последовательность мгновений. И хотя каждое мгновение в своем непрекращающемся течении вечно и реально, оно превращается в движение. Чтобы освободить себя от круговорота причин и следствий, человеку необходимо формировать свое поведение от мгновения к мгновению. Причина тонка, но следствие ощутимо. Следствия наших вчерашних действий являются причиной для сегодняшних, а опыт сегодняшних поступков – основанием для завтрашних. Все действия вращаются вокруг времени и вокруг качеств природы.
Следующие путем йоги научились побеждать невежество, усиливая свет знания. Они проследовали от незнания к знанию, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию. Йогин знает, как достичь свободы, как жить независимо от влияний природы. Это и есть кайвалья.
(См. II.18–19.)
Комментарии (0)