Сутра 11. Исчезновение васан

  • Эти формы создаются и держатся вместе желанием, основной причиной,личностью, результирующим последствием, умственной жизненностью или волей жить, и поддержкой направленной вовне жизни или объекта, когда же они перестают притягивать, тогда и формы также прекращают существование.
    Бейли
  • Желания обусловлены причиной, следствием, поддержкой, объектами; при их отсутствии нет и желаний.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Так как оно связано причиною, следствием, основанием и предметами, то при отсутствии их, само отсутствует.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Столько, сколько [имеется Склонностей], поддерживаемых вместе с помощью: а) причины, б) следствия, в) основания, г) местоположения (хету, пхаля, ашрая, алямбана), их отсутствие ведёт к отсутствию склонностей (васан).
    Ганганадха
  • Эти тенденции поддерживаются и подкрепляются превратным пониманием,внешними стимулами, привязанностью к плодам, полученным в результате совершённых действий, а также качеством разума, способствующим чрезмерной активности.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Неужели нет надежды положить конец воздействию этих нежелательных впечатлений?

    Различные способы уменьшения и обхода этих защитных препятствий за счет регулярных, постепенно усложняющихся упражнений уже отмечены. Есть много способов, в том числе и помощь Бога. Для тех, кто не верит в Бога, имеется множество других путей, описанных в первых трех главах. И наоборот, проницательным разумом, в свою очередь, поддерживаются и подкрепляются впечатления, свободные от пяти помех.

  • [Васаны проявляются] вследствие соединения причины, следствия, основы и«опоры»; при исчезновении этих [четырёх] они исчезают.
    Загуменнов
  • Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.
    Островская и Рудой
  • Причины, следствия, основания и объекты связаны вместе. При их отсутствии отсутствуют и те [стремления и действия].
    Ригина
  • Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они(васаны) исчезают с их исчезновением.
    Свенсон
  • Так как желания связаны с причиною, следствием, основанием и предметами,то при их отсутствии нет и желания как такового.
    Фальков
  • Поскольку причина и следствие, опора и объект связаны вместе, то с их исчезновением [васаны] тоже исчезают.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Васаны безначальны, но приходят к концу, когда их причина или опора исчезает. Причина и следствие связаны вместе. Подобным образом связаны вместе первооснова и объект, так что, если один из них исчезает, другой исчезает тоже. Причиной васан являются клеши, а именно: авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша. Следствие ― это рождение, опыт и жизнь. Первоосновой всего этого опыта в целом является читта. Это есть первооснова васан, а аламбаной или базисом васан являются объекты наслаждения. Так, причина и следствие васан, их опора и объект идут вместе, чтобы обеспечить их продолжение на протяжении всего цикла перерождения. Если эти четыре, а именно причина и т.д. удаляются, тогда естественно васаны также приходят к концу. Если нет причины, не может быть следствия, подобным образом если нет опоры, объекта также не будет. Если клеши приходят к концу, не может быть жизни, рождения и опыта, потому что они являются следствиями клеш. А если нет рождения, не может идти никакой речи о читте. Если нет читты, нет опоры для васан. Читта может быть уничтожена процессом медитации, после чего, хотя объекты наслаждения остаются, не может быть никаких васан. Однако полностью васаны исчезают тогда, когда уничтожаются первооснова и объекты. Таким образом, через знание того факта, что васаны зависят от [перечисленных] четырех торов, васаны также вынуждаются исчезать.

  • Зависимость от причины и следствия удерживает впечатления и желания вместе. При отсутствии следствия причина теряет свою силу.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Отсутствие понимания, авидья, создает страдания, которые, в свою очередь, порождают желания. Все вместе приводит к циклу перерождений. Аккумулированные впечатления памяти не имеют начала, но имеют конец, знаменующий, что человек стал зрелым и приобрел способность различать. Контролирование процесса образования желания останавливает цикл перерождений.

    Видение объекта создает мотивацию, которая для желания играет роль трамплина. Желание обеспечивает мотив, а тот, в свою очередь, активизируется в действии, нацеленном на исполнение желания. Все вместе питает дальнейшие желания, которые навсегда укореняются в сознании и навеки связывают душу.
    Благодаря регулярной, преданной практике йоги и активизации различающего ума паутина из объекта, мотивации, желания и вознаграждения истончается и со временем исчезает. И тогда противоположности – добродетель и порок, удовольствие и боль, привязанность и неприязнь – постепенно блекнут и перестают существовать.
    Благодаря этому сознание наделяется чувствительностью и чистотой и избегает желаний и мыслей о вознаграждении, направляя все свое внимание на исследование созерцателя.
    (См. 1.4; 2.3–9, 12–14, 18.)