Сутра 8. Проявление васан
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Из этих трёх видов кармы возникают те формы, которые необходимы для осуществления её последствий.Бейли
-
Три вида поступков порождают лишь те желания, которые могут проявиться в данных условиях. [Все иные желания отступают на время.]Вивекананда (новый перевод)
-
Из этих трёх родов дел в каждом состоянии проявляются только те желания,[которые] свойственны этому состоянию. Остальные находятся в это время в бездействии.Вивекананда (старый перевод)
-
Отсюда следует проявление тех склонностей (характеров), которые подходят для осуществления тех действий.Ганганадха
-
Из-за того, что разум обладает склонностью действовать на основе пяти возмущений, они [возмущения], не будучи уничтожены, проявятся в будущем,приводя к неприятным последствиям.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Как могут существовать эти различия?
Упражнения, описанные в предыдущих главах и направленные на уменьшение воздействия этих пяти помех, могут гарантировать устранение этой склонности. Генетическая наследственность, использование трав и другие средства не могут быть такими же эффективными.
-
В результате — проявления лишь тех васан, [которые] качественно соотносительны с тенденциями созревания [кармы].Загуменнов
-
Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].Островская и Рудой
-
Эти [три вида действий] позволяют проявиться только тем желаниям, которые соответствуют их плодам.Ригина
-
Из этих трёх происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.Свенсон
-
Из них и получаются те чувства и впечатления, условия для которых были наиболее подходящи.Фальков
-
Оттуда проявление потенциальных желаний только в соответствии с их созреванием.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Проявление васан в различных жизнях зависит от [наличия для этого] возможности, условий, т. е. [происходит в результате] созревания кармы. Обычно бывает так, что в этой жизни мы не страдаем, хотя можем и не создавать хорошие кармы, или, [наоборот], мы можем страдать, даже если совершали хорошие кармы. Это происходит из-за наличия возможности проявления потенциальных желаний, исходя из имеющихся условий созревания плодов кармы].
Прарабдха карма личности приходит к плодоношению не в соответствии с кармами, [которые создаются в настоящее время], а в соответствии с готовностью кармы для плодоношения. Просто как есть множество ранних овощей, но существует так же много и поздних. Подобным образом некоторые кармы дают плоды очень быстро, в то время как другие зреют еще долгое время. Например, если вы сегодня сажаете шпинат, вы сможете собрать его урожай через два или три месяца. Дерево гуава дает плоды только через три года, в то время как манго может плодоносить через пять―десять . То же самое происходит с кармами.
Таким образом, опыт, который может быть испытан в этой жизни, может быть следствием действий, произведенных в прошлых жизнях. Обычные люди вынуждены страдать потому, что не имеют контроля над плодами карм. С другой стороны, йог имеет полный контроль над условиями, которые дают начало влиянию [прошлых] карм. У него есть сознание, карма и ум, который испытывает страдание и удовольствие и который управляется естественными законами кармы. Но он обладает и другим умом, который абсолютно свободен. Это решающий момент йоги, и поэтому должен быть понят очень ясно.
Итак, йог имеет два ума. Один ― тот, который в повседневной жизни претерпевает влияние прарабдхи. Он испытывает как хорошие, так и плохие следствия прошлых карм, как и обычные люди.
Но, благодаря медитации на маха таттве или асмите, йог развивает в себе другой канал, называемый нирмана читта, который является более высоким средством сознания. Посредством этого он перестает испытывать боль или удовольствие.
Средний человек имеет только ум более низкого уровня и поэтому страдает. С другой стороны, йог благодаря нирмана читте не имеет ни хороших, ни плохих карм.
Кабир сказал, что никто не является исключением из правила, согласно которому тот, кто имеет тело, вынужден страдать. Но все же существует различие. В то время как глупый человек, пребывая в мире, испытывает закон кармы со скорбью, плачем и причитанием, йог и джняни испытывают страдание с абсолютным знанием, пониманием и силой.
В этом секрет, по поводу которого большинство заблуждается.
Они не понимают, что даже йог не может следовать вне прабдхи. Ни один не может разрушить закон кармы, но йог может оставаться вне ее влияния, даже если он находится в потоке карм и их воздействия. Это происходит благодаря его нирмана читте. Посредством этого йог обнаруживает дверь, [входя в которую] он избегает жестокости жизни, и затем он развивает метод, позволяющий ему [всегда] быть лицом к жизни. -
Три типа действия оставляют впечатления, которые обнаруживают себя в благоприятных условиях.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Первые три типа действия оставляют следы, заключающие в себе возможность проявиться в будущем. Они аккумулируются в памяти, в виде впечатлений составляя ее содержимое. Воспоминания порождают желания, а результаты их осуществлений (или неосуществлений), в свою очередь, превращаются в воспоминания. В совокупности они формируют скрытые впечатления, следы, которые, в зависимости от степени созревания, или проявляются немедленно, или дремлют до тех пор, пока неожиданно не обнаружат себя в этой или последующих жизнях.
Желание – движущая сила, которая стимулирует тело и ум и жаждет удовлетворения. Желания и их осуществление приковывают сознание к тройственным действиям. Желание и память принуждают ум работать ради вознаграждения, что определяет качество нового рождения, длительность жизни и ее содержание. Хорошие впечатления создают ситуации, способствующие духовной жизни. Неблагоприятные впечатления делают человека зависимым от вожделения, гнева, алчности, страсти, гордыни и зависти, порождая тем самым беспокойство ума. Но само решение направить свое сознание к созерцателю, преданно и искренне следуя восьмеричным путем йоги, уже говорит о четвертом типе действия, не вызывающем жажду плодов и вознаграждений за свои труды. В этом буквальное значение «Йогах кармасу каушалам» – мастерства йогического действия.
(См. I.12, 43; II.12, 13; III.18, 23, 38.)
Комментарии (0)