Сутра 7. Влияние кармы

  • Деятельность освобождённой души свободна от пар противоположностей. Деятельность других людей бывает трёх видов.
    Бейли
  • У йога поступки не могут быть ни белыми, ни чёрными, у других же они чёрные, или белые, или смешанные.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Дела ни белы ни черны для йогов; для прочих они троякие: белые, чёрные или смешанные.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Действие Йога «ни белое, ни чёрное», а у других оно бывает трёх видов.(Белое — относящееся к саттве; красное — относящееся к раджасу; чёрное— относящееся к тамасу).
    Ганганадха
  • И они действуют безо всякой мотивации, в то время как другие, также обладающие исключительными способностями, действуют под влиянием тех или иных мотиваций.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    В сутре 4-1 Патанджали перечисляет различные способы достижения исключительного или супернормального состояния разума. Но самый правильный из них - путь йоги. Только прошедшие этот путь и достигнувшие высшей ясности и беспристрастности, могут быть вне мотивации. Все их действия естественны и лишены амбициозности. Следовательно, они могут помочь другим следовать их жизненному примеру.

  • Карма йогина ни бела, ни черна; у остальных она трёх видов: [белая, чёрно-белая, и чёрная].
    Загуменнов
  • Карма йогина не белая, не чёрная; у других [же] — трёх видов.
    Островская и Рудой
  • Для йогинов действия не есть ни белыми, ни чёрными; ни добрыми ни злыми, в то время как для других [людей] они трёх видов (белые — добрые,чёрные — злые, и смешанные).
    Ригина
  • Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
    Свенсон
  • Дела не белы и не черны для Йога, это для других они трояки [белы, черны и смешаны].
    Фальков
  • Действия йога ни белые, ни чёрные; для других же они трёх видов.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Белая карма означает действия, которые включают добродетель; это хорошая карма. Черная карма означает плохие действия, т. е. действия, которые включают порок. Йог действует таким образом, что его действия не могут быть классифицированы как хорошие или плохие; они называются ни хорошие, ни плохие. Это происходит потому, что ум йога очищен через садхану и, таким образом, он не имеет собственного мотива, лежащего в основе его действия.
    Йоги действуют через нирмана читту; они не действуют посредством более низкого ума. Тогда как йог создает кармы, которые ни хорошие, ни плохие, кармы всех остальных [людей] бывают трех видов.
    Обычные люди действуют в этом мире через более низкий ум и чувства. Наш ум и тело являются средствами или проводниками кармы. Когда кармы реализуются через индрии, ум и тело, тогда они вызывают эти три вида эффектов, а именно: [будущие] хорошие, плохие и смешанные кармы. Таким образом, обычные люди, которые живут в мире чувств, тела и ума и которые не знают секретов нишкама кармы, вынуждены испытывать страдание.

  • Действия йогина не белые и не черные. Действия не йогинов – трех видов: белые, черные и серые.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В этой сутре речь идет о трех типах действия и об их влиянии на обычного человека. Но фактически этих типов четыре. Четвертый тип определяет свободное, неокрашенное, чистое действие. Чтобы освободить себя от плодов деятельности, йогин приближает себя к четвертому типу.

    Белые, черные и смешанные, или серые, действия порождают плоды и ведут к образованию цепных реакций. Черные действия приводят к тамасичным, серые – к раджасичным, а белые – к саттвичным результатам. Белые действия оборачиваются добродетелью, черные – пороком. Серые действия имеют смешанные последствия и окрашены как позитивными, так и негативными эмоциями.
    Чистые действия йогина лежат за пределами саттвы, раджаса и тамаса. Они не производят какие-либо, будь то позитивные или негативные, реакции в сознании, и, таким образом, свободны от двойственности. Четвертый тип действия есть мастерство действия, которое отличает настоящего йогина (см. Бхагават-гита, 2.50).
    Обычный человек переполнен желаниями. Он всегда жаждет вознаграждения за свои деяния, забывая при этом, что награда таит в себе боль. Превращение желания в духовное стремление приводит к потере заинтересованности в вознаграждении и подводит к пониманию садханы ради самой садханы, действия ради самого действия. Человек очищается, его ум и сознание становятся чистыми, его действия становятся чистыми. Он не усваивает впечатления, но целиком и полностью подчиняет свой ум и сознание божественной воле. Его действия не заключают в себе потенциальные реакции.
    Зачастую восьмеричный путь отрешенности, описанный Патанджали, ассоциируют с традиционным отшельничеством, при котором анахорет обуздывает искушения плоти, отрекаясь от цивилизованного мира, живя в пустынных местах, где не существует никаких соблазнов. В легенде сказано, что накануне битвы Кришна и Арджуна полемизировали на тему, каким образом человек может сохранить чистоту, существуя и действуя в этом мире. Кришна говорит, что действия невозможно избежать, так как бездействие – это то же действие. А эгоистические поступки и привязанность к их результатам, по сути, ловушка, самообман, заблуждение. Именно об этом и говорит Патанджали в настоящей сутре, этому и посвящена кайвалья пада. Каким образом действовать и оставаться свободным? Патанджали утверждает, что свободное действие – действие вне причинности и обусловленности – исходит только от того, кто действует не из какого-либо мотива или желания. Метафорически такого йогина можно было бы уподобить тому, кто, запуская в небо воздушного змея, не привязывает его к нити, которая вернула бы его обратно.
    (См. 2.12–15 и 4.4.)

Другие направления