Сутра 6. И свободен от отпечатков
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Среди форм, принимаемых сознанием, только та, что является результатом медитации, свободна от латентной кармы.Бейли
-
Лишь та читта свободна от желаний, которая достигла самадхи.Вивекананда (новый перевод)
-
Между различными Читтами та, которая достигается через Самадхи, чужда желаний.Вивекананда (старый перевод)
-
[Из пяти Совершенств, описанных в Сутре 1] одно «порождено Союзом»без остатка (осадка).Ганганадха
-
Если разум находится в состоянии дхьяны, то его влияние на другой разум не может усилить в последнем беспокойство или другие помехи. В действительности, они уменьшаются.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Только ли состояние воспринимающего определяет окончательный результат воздействия?
Достигшие состояния дхъяны посредством постепенного уничтожения помех (см. 2-3) не слепы к проявлениям человеческого страдания. Они знают, где и как жмет ботинок.
-
При этом [умы], рождённые медитацией (дхьяна), лишены вместилища[самскар].Загуменнов
-
Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением,не имеет скрытых следов.Островская и Рудой
-
Там [в не проявленном чистом сознании есть то состояние, которое] рождено в медитации (Дхиане) и не имеет желаний.Ригина
-
Из них ум, рождённый медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.Свенсон
-
Которое родилось из-за принятия внешних впечатлений.Фальков
-
Из них один, рождаемый [такой] медитацией, [становится] свободным от отпечатков.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Когда йог искусственно создает несколько умов, его собственный природный, естественный ум становится во все возрастающей степени свободным от прошлых отпечатков. Искусственные умы не имеют своей, отдельной кармашайи. Они зависят от естественного ума и служат ему. Это нечто похожее на бизнес концерн, имеющий отделения в различных местах. Отделения открываются и закрываются в соответствии с решением, принимаемым в головном офисе или штаб-квартире. Похожим образом сотворенные умы можно принять как временные отделения головного офиса, которым является естественный ум. Они не имеют независимости, потому что их есть только одна цель ― служение естественному уму.
Йоги в состоянии действовать в различных умах, различных телах и различных местах, в результате чего реализуется карма. Отпечатки стираются из естественного ума, и он становится в возрастающей степени свободным от своей кармашайи. -
От латентных впечатлений и влияний свободны только те действия сознания, которые рождаются в процессе медитации.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Пояснив, что многочисленные мысли, нарушающие стабильность первоначального ума, создаются обособленным умом, Патанджали говорит о том, что этот «разросшийся» ум должен быть возделан и умиротворен через практику глубокой медитации. Глубокая медитация прекращает работу прошлых впечатлений и освобождает сознание, диссоциируя, отрывая его от воспринимаемых объектов.
Медитация не только освобождает сознание от прошлых впечатлений, но и устраняет препятствия на пути эволюции сознания. Память о привязанностях и страданиях порождает последующие страдания.
Эти препятствия – вожделение, гнев, алчность, безрассудная страсть, гордыня и зависть – пробуждают и в дальнейшем питают эмоции. Медитация помогает укротить их и тем самым позволить эмоциональному центру (сознанию сердца) войти в новое измерение духовного роста. К такому сознанию не применимы такие понятия, как достоинства или недостатки, благодетель или порок, нестабильность и страдания. Оно становится «возделанным» (самахита читта), и приближает к переживанию такого опыта, как кайвалья.
(См. I.23, 29, 32; II.11, 12; III.51.)
Комментарии (0)