Сутра 5. Естественный ум направляет

  • Сознание едино, однако производит разнообразные формы многих.
    Бейли
  • Хотя каждый из «сотворённых умов» действует на свой лад, они все управляются изначальным умом.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Хотя деятельность различных созданных сознаний различна, они все управляются одним первоначальным сознанием.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Один [Ум] — это то, что побуждает к разной деятельности нескольких [Умов].
    Ганганадха
  • Это влияние также зависит от состояния воспринимающего.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Является ли это влияние стойким, или оно временно?

    Насколько человек восприимчив? Какими способностями он обладает? Чего ему недостает? Этим и определяется результат влияния со стороны другого человека. Один и тот же дождь может принести облегчение страдающему от засухи крестьянину и обеспокоить мать, не имеющую надежного крова для своего ребенка, и совсем не будет оказывать никакого влияния на шахтера под землей.

  • Один ум управляет [одновременно] многими [сотворёнными им умами],несмотря на различия в их деятельности.
    Загуменнов
  • При [всём] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет[действие] многих, одно.
    Островская и Рудой
  • Их проявлений много, но причина всех проявлений одна — непроявленное[чистое] сознание.
    Ригина
  • Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
    Свенсон
  • И хотя разные сознания отличаются друг от друга, в основе их лежит одно-единственное сознание.
    Фальков
  • Один ум направляет многие [умы], связанные с различной деятельностью.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Один ум, который есть исходный ум йога, является естественным умом. Этот естественный ум является тем, который направляет, движет и контролирует множество сотворенных умов. Он решает, направляет и движет сотворенными умами в разнообразной активности в различных сферах сознания. Йог с помощью своего исходного естественного ума множит свое сознание на различных планах и в отношении к различной деятельности. Сотворенные умы всецело зависят от естественного ума и должны работать в соответствии с сознанием естественного ума. Иногда с их помощью демонстрируются удивительные во многих отношениях способности. Часто роль естественного ума по отношению к сотворенным умам ученика играет ум гуру, который ответствующим образом] проявляет свои умственные способности, если, [конечно], ученик уже способен творить искусственные средства сознания.

  • Сознание целостно, но оно порождает большое количество разного рода действий и бесчисленные колебания ума.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сознание едино, однако оно направляет многочисленные мысли, часто создавая несоответствие между словами и поступками. Сознание является косвенной причиной многочисленных действий, и здесь оно становится источником желаний и их удовлетворения. Если сознание перестанет управлять мыслями, необходимость в его трансформации не возникнет.
    Патанджали говорит о необходимости направить энергию разветвленного ума в правильном направлении так, чтобы не возникало несоответствий между словами, мыслями и действиями.
    Выше уже было сказано, что множественные, разнородные мысли возникают из ощущения сознания «я» в сфере действия. Ввиду отсутствия понимания, авидьи, колебания ума порождают сомнения, недоразумения, путаницу, желания и жадность. Это привносит страдание, которое беспокоит ум. Нестабильность ума, его колебания можно уподобить сорнякам (вьютхана, или нирмита читта). Используя способность различения (ниродха читта), тренируемую йогой, и анализируя колебательные изменения, эти сорняки вырываются с корнем. Здесь наступает состояние тишины (прашанта читта) – промежуточное состояние между первоначальным – универсальным – и индивидуальным сознанием. В состоянии тишины появляется очищающий импульс изнутри (дивья читта). Когда это происходит, природа становится союзником сознания, посредством неиссякаемой энергии она развивает и трансформирует его и очищает разум сердца. Ум и сознание понимаются как нечто целостное и единое, и все горести и радости перестают существовать.
    Разум сердца и есть тот созерцатель, в котором ум и сознание пребывают навеки, утверждая свою чистую и божественную природу.
    (См. I.2, 17; II.6; III.13, 14; IV.1, 3.)

Другие направления