Сутра 4. Сотворенный ум

  • Сознание «я есмь» ответственно за создание органов, через которые наслаждается чувство индивидуальности.
    Бейли
  • Эгоизм — единственная причина для «сотворённых умов».
    Вивекананда (новый перевод)
  • Созданные мнения произошли только от эгоизма.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Созданные (сотворённые) Умы (нирмана читта) проистекают от одного Эгоизма (асмита).
    Ганганадха
  • Обладая исключительными ментальными способностями, личность может влиять на ментальное состояние других существ.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Каковы возможности для личности со сверхнормальными способностями?

  • Сотворённые умы — лишь в результате «эго» (асмита).
    Загуменнов
  • Сотворённые сознания [могут возникнуть] только из самости.
    Островская и Рудой
  • [Все] созданные [формы] Читты происходят из самосознания (Асмита).
    Ригина
  • Сотворённые умы возникают только из эгоизма.
    Свенсон
  • Интеллект же появился из чувства исключительности.
    Фальков
  • Сотворённые умы исключительно свободны от эго.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Йог может из своей асмиты сотворить множество умов, с помощью которых он может одновременно вкушать плоды прошлых карм. Эти новые умы или новые средства сознания могут быть сотворены только асмитой. Нирмана читта означает сознание, которое создано, или сотворено, или запускается в действие отдельно [от естественного ума]. Эти искусственные средства сознания создаются посредством самьямы умелым обращением с силами более высоких планов. Через эти сотворенные умы йог в одно и то же время действует в различных сферах своего сознания. Он в полной мере осознает все читты одновременно. Это делается с помощью самьямы на маха таттве, которая называется ахамкара, или, как в санкхье и йоге, ― асмита.
    В йоге маха таттва означает центр индивидуальности в человеке, вокруг которого в процессе различных состояний сознания, таких, как бодрствование, сновидение, сон и т.д., формируются функции индивидуальности. Сотворенные умы в одно и то же время испытывают различный опыт. Этот опыт передается естественному уму йога, и поэтому этот ум становится свободным от кармашайи, благодаря тому, что ее плоды уже испытаны.
    Искусственные умы полностью находятся под контролем последователя. Он может создавать их и снова сворачивать по собственной воле. Для обычного человека высшая [основа] есть Бог, но для йога высшее ― внутри него самого. Таким образом, его индивидуальность имеет свое основание в нем самом. В обычном человеке индивидуальность зависит от многих жизненных факторов. Эта тема искусственно сотворенных умов очень интересна, а [этот опыт] полезен для исчерпания кармашайи.

  • Ощущение индивидуальности (асмита) – источник сконструированного, сотворенного сознания.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Ощущение своего «я» связывает в сознании многочисленные операции, порождая таким образом ментальные состояния, называемые настроениями. Они оформляются в искусственную – нирмита – читту. Настроения искажают, беспокоят и «портят» ум, нарушая стабильность и вызывая страдание. Если искаженное сознание направить в правильное русло, оно приобретет точность и чувствительность. Тогда нирмита читта трансформируется в нирмана (сасмита) читту – ощущение саттвичной индивидуальности, а природа наделит ум мудростью, которая, в свою очередь, сохранит сознанию чистоту.

    Эта сутра поясняет качество созидающего, творящего ума через асмиту. Ум сосредотачивается в мозге и порождает колебания, нестабильность, предубеждения и предрассудки, причиняющие боль и страдание.
    Ум изначально, по природе своей однороден и чист. Он – ядро истинного «я», атмана, обитель духовного сердца. Развиваясь, ум становится тем центром, который осознает самость, – антахкараной, и формирует сасмиту, или чувство саттвичной индивидуальности. Дальше он разворачивается в сознание, которое включает эго (ахамкара), разум (буддхи) и воспринимающий ум (манас). Ахамкара, буддхи и манас проявляются через многочисленные колебания ума, которые, при отсутствии необходимого контроля, нарушают стабильность и вызывают к жизни страдания (вьюттхана читта).
    Регулярная практика йоги тренирует способность отличать истинный ум от его порождений, целостный ум от разветвленного ума. Внимательное наблюдение за своим поведением, направление энергии с целью отследить источник колебаний ума (читта вритти) и задушить их в корне есть санта читта, называемая также самахита читтой. Санта читта кладет конец обособленному состоянию сознания и превращает сотворенное сознание в развитое, распустившееся сознание, нирмана читту. Все это, в свою очередь, помогает отследить сосредоточение индивидуального существования. Это медитация, дхьяна, здесь искажения разветвленного ума исчезают. Сознание сердца и сознание ума становятся единым. Сознание становится зрелым и чистым (дивья читта). Чистая читта – коренное, фундаментальное сознание, мула читта.
    Обособленное сознание можно уподобить стволу дерева, многоструктурный ум – его ветвям. Ветви, идущие в разные стороны от ствола, тем не менее, остаются с ним в тесном контакте. Так же и садхака, чтобы потерять идентичность сознания «я», должен от самого верха и до основания раздвинуть ветви сознания – сознания «я».
    (См. I.2; II.6 и III.12–13)

Другие направления