Сутра 3. Инструментальная причина
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Практики и методы не являются истинной причиной переноса сознания,но они служат для устранения препятствий, подобно приготовлению земледельцем пашни для сева.Бейли
-
Добрые и злые деяния не являются непосредственными причинами превращений в природе, но они действуют как устранители помех её эволюции— как крестьянин разбивает запруду на пути потока, который после этого устремляется в естественное русло.Вивекананда (новый перевод)
-
Добрые дела и прочие не суть прямые причины превращений в природе, но они действуют как устранители препятствий к эволюции природы, как земледелец разрушает препятствия течению воды, которая затем бежит вниз, следуя собственной природе.Вивекананда (старый перевод)
-
Принадлежности не могут привести составные части в активность; отсюда вытекает разрушение препятствий; как в случае с земледельцем.Ганганадха
-
Но такой интеллект может только убрать помехи, мешающие определённым изменениям. Его роль не больше, чем роль крестьянина, открывающего дамбу,позволяя в нужное время воде течь на поля.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Как можно достичь изменения в характеристиках материи или разума? С помощью высокоразвитого интеллекта.
Упомянутый интеллект есть не что иное, как способность правильно оценивать роль основных свойств в формировании различных характеристик. Например, крестьянин, знающий свое поле и потребности злаков, достигнет наилучшего урожая. С другой стороны, невежественный новичок, занявшийся сельским хозяйством, потерпит поражение несмотря на прекрасную почву, воду, погоду и оборудование.
-
Материальные факторы (пракритинам) не приводятся в действие причинами [в форме добрых или злых дел], но вследствие устранения препятствий,[их действие] подобно [действиям] земледельца, [устраняющего преграду на пути потока, который далее течёт уж сам собой].Загуменнов
-
Инструментальная причина не является побудителем производящих причин,но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца [при орошении полей].Островская и Рудой
-
Различные действия не есть [прямой] причиной проявления Пракрити [в виде Сиддхи], но они устраняют препятствия, подобно земледельцу [устраняющему препятствия для роста растений, которые потом растут сами собой].Ригина
-
Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путём удаления препятствий, как в случае с землепашцем.Свенсон
-
Никакое действие не является причиной изменений природы, оно только устраняет препятствия на пути естественного развития подобно садовнику [который сам не делает плоды, а поливает корни, предоставляя остальное природе].Фальков
-
Инструментальная причина не приводит в действие различные природные механизмы (natures), а только удаляет помехи подобно крестьянину.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Различные садханы и методы обретения сиддх не являются реальной причиной, а лишь инструментальной причиной, пробуждающей потенциальность [т.е. реальную причину]. Никакая садхана или духовная практика не может создавать прямой эффект. Преобразование, вызываемое ими, происходит не напрямую, а путем создания определенных условий [для действия] пракрити. Точно как крестьянин, орошающий поле, удаляет помехи и вода сама течет по каналам, так же различные садханы убирают помехи на пути пракрити, после чего пракрити делает оставшуюся работу сама. Садханы работают исключительно не напрямую.
Духовная практика вызывает преобразование в порядке [функнирования] сознания или читты. Сначала должны быть удалены помехи, которые препятствуют сознанию посмотреть на свою истинную природу и реальность, и садханы являются средством для этой цели. Шанкарачарья говорит в своем комментарии на Веданта сутру, что индивидуальное сознание имеет три недостатка, а именно:
1) загрязнение;
2) колебание;
3) неведение истины.
Терминологически они называются мала, викшепа и аварана. их удаления используются различные методы. Например, загрязнения ума удаляются с помошью бхакти или любви к Богу. Колебание ума исправляется посредством концентрации, а конечное знание обретается через чистое осознание.
Карма йога, бхакти йога или джняна йога не могут дать мукти непосредственно. Они действуют не напрямую. Они только удаляют помехи на пути пракрити. Именно в этом контексте следует понимать эту сутру. Если в реализации имеется некоторая задержка, это происходит из-за помех. Чтобы удалить помехи, следует с энергией и серьезностью продолжать духовные практики. да вы удаляете перемычку из водного канала, вода течет автоматически, потому что такова природа воды течь к более низкому уровню. Подобным образом в природе пракрити [заложено] творить опыт для пуруши и вызывать состояние освобождения. Помехи на этом пути пракрити удаляются с помощью садханы. Таким образом, все виды садханы являются инструментальными [причинами]. Они не вызывают реализацию напрямую. Они составляют очень мощные методы удаления загрязнений с пути следования сознания и создания свободного прохода с тем, чтобы божественная природа действовала беспрепятственно. -
Инструментальная причина природы не реализует ее [причины] потенциальность в действие, но помогает устранить препятствия на пути эволюции, подобно тому как крестьянин возводит ирригационные системы для орошения своих полей.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Работа с «распустившимся» сознанием – вопрос первостепенной важности в йоге. Подобно тому как крестьянин строит дамбы между полями, регулируя тем самым поток воды, высокоразвитые йогины направляют неиссякаемый поток энергии природы так, чтобы освободиться от бремени собственных действий и развить духовное видение. И даже если садхана не приводит к полной трансформации садхаки, она, безусловно, устраняет препятствия на пути его эволюции.
Хорошие действия, совершенные в прошлом (кармашайя), косвенно служат инструментом ускорения потока природы на благо сознанию. Земледелец, для того чтобы удержать воду и залить ею поле, возводит земляные валы. Когда один участок заполнен, он открывает дамбу, и вода течет на примыкающий участок, и так до тех пор, пока все поле не будет орошено. После этого он сеет лучшие семена, собирает лучшие урожаи и вкушает плоды. Йогическая дисциплина устраняет все препятствия на пути эволюции адепта и приводит его к полному освобождению.
Упорядоченная подобным образом, усиленная энергия йогина самопроизвольно устраняет все колебания и страдания, препятствующие духовному росту. Это, в свою очередь, привносит знание в самые глубокие слои.
Эта сутра прекрасна. На этом этапе энергия природы в изобилии течет в садхаке. Она формируется и концентрируется благодаря практике асан, пранаям и бандх, которые можно уподобить дамбам в системе регулирования энергии и направления ее по проведенным каналам, что позволяет равномерно распределяться сознанию и уму.
Благоразумное использование энергии воспитывает мужество, силу, мудрость и свободу. Это – культивация таланта, который может трансформировать себя в гений.
(См. I.2, 18, 29–39; II.2, 12, 13, 18; II.29–III.15.)
Комментарии (0)