Сутра 42. Движение сквозь пространство

  • Однонаправленной медитацией на отношении, существующем между телом и акашей, достигается вознесение из материи (трёх миров) и способность путешествия в космосе.
    Бейли
  • Сосредоточение на связи между акашей и телом, когда тело представляется лёгким как пух, даёт йогу возможность подниматься в небо.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Совершением Самаямы над отношением Акаши и тела йог становится лёгким, как вата, и может ходить по воздуху.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От Дисциплины, сходящейся на отношении между Телом и Акашей, а также от «соединения» [Ума в результате сходящейся Дисциплины] на жизнерадостной Гармонии, вытекает способность проходить через Акашу (Пространство).
    Ганганадха
  • Исследовав самьямой связи между телом и пространством, а также исследовав свойства объекта, который может летать подобно хлопковому пуху,можно получить знания о перемещении в пространстве.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Человек давно интересуется связью между физическими объектами и пространством. Почему птицы летают, а камень падает?

    И снова это не означает, что мы можем научиться физически летать, но мы можем понять, что такое летать. Точно так же свойства хлопкового зернышка не позволяют ему летать, но зерно, перешедшее в стадию пуха, легко летает.

  • Благодаря самьяме над связью тела и пространства и концентрации на лёгкости хлопка — перемещение в пространстве.
    Загуменнов
  • Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или вследствие сосредоточения [сознания] на лёгкости, [как у ваты, возникает способность] передвижения в акаше.
    Островская и Рудой
  • Самьямой на связи тела с эфиром (достигается) лёгкость, (подобная)лёгкости хлопка и способность передвигаться в пространстве.
    Ригина
  • Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления о лёгкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу (пространство).
    Свенсон
  • При Самьяма о связи тела и Акаша, а потом представлении себя лёгким, как волокно хлопка, можно свободно перемещаться в пространстве.
    Фальков
  • Путём самьямы на отношении тела и акаши и сплавлением ума с лёгкостью[волокна] хлопка достигается прохождение сквозь пространство.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Тула означает тончайшие волокна хлопка, которые чрезвычайно легки и поэтому плавают в воздухе. Похожим образом йог может парить в воздухе, если он выполняет самьяму на отношении своего тела и акаши, а также концентрируется на легкости волокон хлопка. Здесь прохождение сквозь пространство не означает перемещение или движение физического тела сквозь пространство. Когда практикуется самьяма, описанная в этой сутре, наступает стадия, когда [йог может] заставить свое тонкое тело двигаться в пространстве.
    Это не включает движение физического тела, вернее [сказать, движется] психическое тело. Физическое тело продолжает оставаться в определенном месте, а тонкое тело отделяется от него и движется через пространство. Кажется, что невозможно двигаться в акаше путем простого выполнения самьямы на акаше, на теле и на легкости хлопка. Но техника во многом зависит от знания частиц, которые лежат в основе физического и ментального тела. Точно как плотник может демонтировать некий предмет мебели, если он знает структуру составных частей, похожим образом йог может разделить на составные части и разобрать свое тело, если он знает строение физического и психического тела. Эта сиддхи требует ясного понимания компонентов тела и ума. В этом случае для йога становится возможным разделение своего тела. При концентрации на волокнах хлопка может ощущаться легкость физичего тела, но эта легкость субъективна. Это только ощущение.
    Духовному последователю следует медленно ментально разделять в пространстве свое физическое тело, тогда [имеющаяся] концепция [своего] физического тела будет постепенно распадаться. Но это только субъективное ощущение.

  • Постигая связь тела и эфира, йогин трансформирует тело и ум так, что они становятся легкими, словно хлопковое волокно. Так он обретает способность левитировать в пространстве. Это покорение эфира.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Эта сутра описывает одну из сверхъестественных сил, называемую лагхима – способность становится легким, словно вата.
    В пуранах сказано, что бог Хануман (сын бога Ветра) прыгнул в небо, чтобы достать солнце, которое он принял за яблоко. Рамаяна повествует о том, как Хануман прыжком достиг Гималаев и забрал оттуда эликсир жизни, сандживани, дабы спасти жизнь брата бога Рамы, который был ранен во время схватки с сыном Раваны. Легенда гласит, что Нарада, автор Бхакти-сутр, блуждает по трем мирам с незапамятных времен и по сей день.

Другие направления