Сутра 39. Левитация
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Подчинением направленной вверх жизни (уданы) достигается освобождение из воды, тернистого пути, болота и сила вознесения.Бейли
-
Подчинив себе нервное течение, именуемое удана, йог не утонет ни в воде,ни в болоте, он может ступать по колючкам и многое другое, он может умереть по собственной воле.Вивекананда (новый перевод)
-
Победою над током, называемым Удана, йог не погружается в воду или болото и может ходить по остриям.Вивекананда (старый перевод)
-
От контроля над дыханием Удана следует отсутствие препятствия со стороны воды, грязи, колючек и тому подобного, а также «вознесение» (восхождение).Ганганадха
-
Овладев силами, передающими ощущения от тела к разуму, можно управлять внешними стимулами. Например, кто-то может вытерпеть воздействие водой любой температуры или уколы колючками, или ходить по неустойчивой поверхности, или далее чувствовать себя таким же лёгким, как воздушный шар.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Физическая боль тесно связана с разумом. Ребенок, полностью погруженный в игру, не ощущает голода. Но позже он закатывает истерику, требуя пищи. Физические проявления ощущений, таких, как, скажем, боль, связаны с разумом посредством жизненных сил, пронизывающих тело. Эти силы могут перенаправляться благодаря определенным упражнениям, и, в зависимости от их конкретных модификаций, могут достигаться различные эффекты.
Холод, тепло, колючки - эффект их воздействия относителен. Лето в Арктике может кому-то, привыкшему к тропикам, казаться зимой, а кто-то, привычный к арктическим холодам, может посчитать тропическую зиму невыносимо жаркой. Индийский крестьянин, идя по пружинящему полю, может чувствовать себя так же комфортно, как житель Нью-Йорка, гуляющий по бетонной мостовой.
-
Вследствие овладения уданой [благодаря самьяме] — несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., [также способность] произвольного выхода[из тела].Загуменнов
-
Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода,трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения [на небо после смерти].Островская и Рудой
-
Овладев Уддана (вайю) [можно ходить] по воде, по болоту и по колючкам не контактируя [с ними] и побеждая [их].Ригина
-
Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и несоприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д.Свенсон
-
При умении управлять жизненной силой Удана можно ходить по воде, топи,углям и шипам, не касаясь их.Фальков
-
Господством над уданой [достигается] отсутствие контакта с водой, грязью,колючками и т. д., и тело левитирует.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Центром уданы является горло, но двигается она выше, в районе головы. Во время смерти эта прана ― удана освобождает тонкое тело от физического. В писаниях не приводится метод обретения господства над уданой. Не известно даже, является ли он видом пранаямы, самьямы или нади и т. п. Но то, что эта особенная нади имеет свою специализированную функцию, является правдой и, если она подчинена, то вы можете ствовать против сил гравитации земли. Левитация ― это хорошо известный феномен. Она делается посредством практики пранаямы. Поэтому можно сказать, что господство над уданой можно достичь практикой пранаямы.
-
Устанавливая господство над удана вайю, йогин обретает способность ходить по воде, по топям и по терниям, не прикасаясь к ним. Он также способен левитировать.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Благодаря самьяме на удана вайю йогин наделяется силой делать свое тело легким. Благодаря этой легкости он может ходить по воде, по болотам и по терниям, не соприкасаясь с их поверхностью. Он может заставить прану спуститься через брахмарандхру и тем самым умереть по собственному желанию.
Сутра III.37 повествуют о способности йогина постигать танматры – вкус, осязаемость, форму, вкус и запах, которые являются соответствиями элементам. Сутры III.41–43 рассказывают о покорении элементов воды, огня, воздуха и эфира.
Обычно слово прана употребляется для обозначения дыхания. Тем не менее дыхание – лишь одно из проявлений праны в человеческом теле. Если останавливается дыхание, останавливается и жизнь. Древнеиндийские мудрецы знали, что любая функция организма регулируется пятью жизненными энергиями (прана вайю): праной, апаной, саманой, уданой и вьяной. Прана вайю – это конкретные проявления витальной космической силы, представленной в живом существе. Это первичный принцип существования любой формы жизни. Функции прана вайю описаны в III.32.
При выполнении пранаямы вдох активирует прана вайю, а выдох – апана вайю. Вьяна необходима для работы праны и апаны, поскольку является средством, при помощи которого происходит переход от одной энергии к другой. Удана движет энергию от нижнего отдела позвоночника к мозгу.
Эта сутра раскрывает силы, которые обретает йогин, овладевший удана вайю: он будит свою энергию и в результате наделяется способностью ходить по воде.
(См. «Прояснение йоги» и «Прояснение пранаямы».)
Существует множество преданий, повествующих о том, как йогины обретали сверхъестественные силы.
В VIII веке жил в Индии мудрец по имени Тирумангай Алвар. Однажды он отправился в паломничество по храмам Южной Индии. Его сопровождали четверо учеников, каждый из которых был наделен одной из чудодейственных способностей. Один, имя которого было Толарвалла Ван, повергал в изумление силой речи. Второй, Талудхаван, отмыкал дыханием всякий замок. Третий, звавшийся Нилалай Пидиппан, мог обездвижить любого, постучав по его тени. Последний спутник, Нирмел Надаппан, умел ходить по воде.
Тирумангай Алвар и его ученики пришли к самому святому храму Шри Ранганатхи в Шрирангаме, что на берегу реки Кавери. Святилище находилось в плачевном состоянии, и мудрец пожелал отстроить его заново. Он обратился за помощью к богатым людям, однако никто не откликнулся на его просьбу. Тогда Алвар принял решение возглавить шайку разбойников и велел ученикам использовать свои чудодейственные силы, чтобы достать деньги на строительство храма. Те подчинились приказу своего гуру, собрали деньги, нашли материал и созвали людей для строительства. Чтобы достроить храм до конца, потребовались годы. Он расположен недалеко от Тиручинапалли (Тричи) и известен как семь стен Шрирангама. Завершив строительство храма, мудрец покончил с разбойничьим делом, однако рабочие стали докучать ему с требованием денег. Видя, что от него ничего не добьешься, они в конце концов решили убить Алвара. Мудрец же велел строителям сесть в лодку и плыть на другой берег реки, сказав, что там спрятаны деньги, которые они могут поровну поделить между собой. Затем он призвал к себе ученика, который мог ходить по воде, и приказал ему доплыть с рабочими до середины реки, а там пустить посудину ко дну. Из-за дождей река вздулась. Ученик подчинился своему гуру и сделал все так, как он велел.
Саданандачарья, ученик Шри Шанкарачарьи, отправился на зов своего учителя, стоявшего на другом берегу реки Ганга в Варанаси, ступая по воде. Люди увидели, что его следы повторяют форму лотоса, поэтому Саданандачарья стал известен как Падмападачарья (падма = лотос; пада = стопа).
Говорят, что Брахмендра Свами, гуру Биджарао I из Махараштры, пересек море, сидя на пальмовом листе. Можно упомянуть и Иисуса Христа, который приблизился к своим ученикам, ждавшим его на другом берегу, ступая по озерной глади.
Комментарии (0)