Сутра 39. Левитация

  • Подчинением направленной вверх жизни (уданы) достигается освобождение из воды, тернистого пути, болота и сила вознесения.
    Бейли
  • Подчинив себе нервное течение, именуемое удана, йог не утонет ни в воде,ни в болоте, он может ступать по колючкам и многое другое, он может умереть по собственной воле.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Победою над током, называемым Удана, йог не погружается в воду или болото и может ходить по остриям.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От контроля над дыханием Удана следует отсутствие препятствия со стороны воды, грязи, колючек и тому подобного, а также «вознесение» (восхождение).
    Ганганадха
  • Овладев силами, передающими ощущения от тела к разуму, можно управлять внешними стимулами. Например, кто-то может вытерпеть воздействие водой любой температуры или уколы колючками, или ходить по неустойчивой поверхности, или далее чувствовать себя таким же лёгким, как воздушный шар.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Физическая боль тесно связана с разумом. Ребенок, полностью погруженный в игру, не ощущает голода. Но позже он закатывает истерику, требуя пищи. Физические проявления ощущений, таких, как, скажем, боль, связаны с разумом посредством жизненных сил, пронизывающих тело. Эти силы могут перенаправляться благодаря определенным упражнениям, и, в зависимости от их конкретных модификаций, могут достигаться различные эффекты.

    Холод, тепло, колючки - эффект их воздействия относителен. Лето в Арктике может кому-то, привыкшему к тропикам, казаться зимой, а кто-то, привычный к арктическим холодам, может посчитать тропическую зиму невыносимо жаркой. Индийский крестьянин, идя по пружинящему полю, может чувствовать себя так же комфортно, как житель Нью-Йорка, гуляющий по бетонной мостовой.

  • Вследствие овладения уданой [благодаря самьяме] — несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., [также способность] произвольного выхода[из тела].
    Загуменнов
  • Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода,трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения [на небо после смерти].
    Островская и Рудой
  • Овладев Уддана (вайю) [можно ходить] по воде, по болоту и по колючкам не контактируя [с ними] и побеждая [их].
    Ригина
  • Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и несоприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д.
    Свенсон
  • При умении управлять жизненной силой Удана можно ходить по воде, топи,углям и шипам, не касаясь их.
    Фальков
  • Господством над уданой [достигается] отсутствие контакта с водой, грязью,колючками и т. д., и тело левитирует.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Центром уданы является горло, но двигается она выше, в районе головы. Во время смерти эта прана ― удана освобождает тонкое тело от физического. В писаниях не приводится метод обретения господства над уданой. Не известно даже, является ли он видом пранаямы, самьямы или нади и т. п. Но то, что эта особенная нади имеет свою специализированную функцию, является правдой и, если она подчинена, то вы можете ствовать против сил гравитации земли. Левитация ― это хорошо известный феномен. Она делается посредством практики пранаямы. Поэтому можно сказать, что господство над уданой можно достичь практикой пранаямы.

  • Устанавливая господство над удана вайю, йогин обретает способность ходить по воде, по топям и по терниям, не прикасаясь к ним. Он также способен левитировать.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Благодаря самьяме на удана вайю йогин наделяется силой делать свое тело легким. Благодаря этой легкости он может ходить по воде, по болотам и по терниям, не соприкасаясь с их поверхностью. Он может заставить прану спуститься через брахмарандхру и тем самым умереть по собственному желанию.

    Сутра III.37 повествуют о способности йогина постигать танматры – вкус, осязаемость, форму, вкус и запах, которые являются соответствиями элементам. Сутры III.41–43 рассказывают о покорении элементов воды, огня, воздуха и эфира.
    Обычно слово прана употребляется для обозначения дыхания. Тем не менее дыхание – лишь одно из проявлений праны в человеческом теле. Если останавливается дыхание, останавливается и жизнь. Древнеиндийские мудрецы знали, что любая функция организма регулируется пятью жизненными энергиями (прана вайю): праной, апаной, саманой, уданой и вьяной. Прана вайю – это конкретные проявления витальной космической силы, представленной в живом существе. Это первичный принцип существования любой формы жизни. Функции прана вайю описаны в III.32.
    При выполнении пранаямы вдох активирует прана вайю, а выдох – апана вайю. Вьяна необходима для работы праны и апаны, поскольку является средством, при помощи которого происходит переход от одной энергии к другой. Удана движет энергию от нижнего отдела позвоночника к мозгу.
    Эта сутра раскрывает силы, которые обретает йогин, овладевший удана вайю: он будит свою энергию и в результате наделяется способностью ходить по воде.
    (См. «Прояснение йоги» и «Прояснение пранаямы».)
    Существует множество преданий, повествующих о том, как йогины обретали сверхъестественные силы.
    В VIII веке жил в Индии мудрец по имени Тирумангай Алвар. Однажды он отправился в паломничество по храмам Южной Индии. Его сопровождали четверо учеников, каждый из которых был наделен одной из чудодейственных способностей. Один, имя которого было Толарвалла Ван, повергал в изумление силой речи. Второй, Талудхаван, отмыкал дыханием всякий замок. Третий, звавшийся Нилалай Пидиппан, мог обездвижить любого, постучав по его тени. Последний спутник, Нирмел Надаппан, умел ходить по воде.
    Тирумангай Алвар и его ученики пришли к самому святому храму Шри Ранганатхи в Шрирангаме, что на берегу реки Кавери. Святилище находилось в плачевном состоянии, и мудрец пожелал отстроить его заново. Он обратился за помощью к богатым людям, однако никто не откликнулся на его просьбу. Тогда Алвар принял решение возглавить шайку разбойников и велел ученикам использовать свои чудодейственные силы, чтобы достать деньги на строительство храма. Те подчинились приказу своего гуру, собрали деньги, нашли материал и созвали людей для строительства. Чтобы достроить храм до конца, потребовались годы. Он расположен недалеко от Тиручинапалли (Тричи) и известен как семь стен Шрирангама. Завершив строительство храма, мудрец покончил с разбойничьим делом, однако рабочие стали докучать ему с требованием денег. Видя, что от него ничего не добьешься, они в конце концов решили убить Алвара. Мудрец же велел строителям сесть в лодку и плыть на другой берег реки, сказав, что там спрятаны деньги, которые они могут поровну поделить между собой. Затем он призвал к себе ученика, который мог ходить по воде, и приказал ему доплыть с рабочими до середины реки, а там пустить посудину ко дну. Из-за дождей река вздулась. Ученик подчинился своему гуру и сделал все так, как он велел.
    Саданандачарья, ученик Шри Шанкарачарьи, отправился на зов своего учителя, стоявшего на другом берегу реки Ганга в Варанаси, ступая по воде. Люди увидели, что его следы повторяют форму лотоса, поэтому Саданандачарья стал известен как Падмападачарья (падма = лотос; пада = стопа).
    Говорят, что Брахмендра Свами, гуру Биджарао I из Махараштры, пересек море, сидя на пальмовом листе. Можно упомянуть и Иисуса Христа, который приблизился к своим ученикам, ждавшим его на другом берегу, ступая по озерной глади.