Сутра 31. Сила устойчивости

  • Фиксацией внимания на трубке или нерве ниже горлового центра достигается равновесие.
    Бейли
  • Сосредоточение на нерве, именуемом курма, способствует устойчивости тела.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Над нервом, называемым Курма, — устроенность тела.
    Вивекананда (старый перевод)
  • (От Дисциплины, сходящейся) на Черепашьей артерии, следует устойчивость.
    Ганганадха
  • Исследование самьямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, даёт средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    У многих людей симптомы стресса и беспокойства ощущаются в области груди. Физические позы могут воздействовать на ментальные состояния, и наоборот. К примеру, постоянная сутулость может быть результатом неуверенности в себе.

  • [Благодаря самьяме] над курма-нади устойчивость (стхарьям).
    Загуменнов
  • [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается] неподвижность.
    Островская и Рудой
  • Устойчивость [достигается самьямой] над Курма-нади (центр равновесия).
    Ригина
  • Над бронхами — достигается стойкость (стхайрьям).
    Свенсон
  • На Самьяме о нерве, именуемом Курма-Нади, тело застывает.
    Фальков
  • Устойчивость достигается самьямой на курма нади.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Здесь устойчивость означает обе способности: обычную и сверхъестественную. Ученик может стать настолько неподвижным, что вы не сможете передвинуть его даже с применением огромной силы.
    Устойчивость может также означать устойчивость тела в состоянии медитации. Кроме того, устойчивость может означать совершенную ментальную стабильность. Все это может развиваться самьямой на курма нади.
    Предполагается, что курма нади расположена непосредственно ниже горловой ямки. Она имеет форму, похожую на черепаху, поэтому она и называется курма нади. Простейший способ практиковать самьяму на курма нади ― это медитировать на точке, которой подбородок касается груди при [выполнении] джаландхара бандхи или в положении сарвангасаны. В этих двух положениях подбородок касается груди около курма нади, так что легко определить местонахождение этой нади для того, чтобы на ней практиковать самьяму.

  • Благодаря самьяме на курма нади йогин достигает твердости и неподвижности черепахи.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Подчиняя себе курма нади, йогин обретает способность обездвиживать свое тело, подобно черепахе, крокодилу или змее. Полностью прекращая работу тела и интеллекта, он также может обездвижить свой ум. Курма нади соответствует эпигастральной области (надчревье).

    Локализовать курма нади в человеческом теле довольно непросто. Не исключено, что учители, в совершенстве знавшие нервную систему, в свое время и записали свое знание, однако с течением времени оно было утрачено. В древности наставления передавались в устной форме, а так как в общении между учителем и учеником могло возникнуть непонимание, сведения о точном расположении нади могли быть утеряны.
    Наш организм функционирует благодаря жизненной энергии, прана вайю, которая имеет в теле человека пять основных проявлений: прана, апана, самана, удана и вьяна. Прана, сосредоточенная в грудном отделе позвоночника, регулирует дыхание. Апана функционирует внизу живота и отвечает за мочеиспускание, семяизвержение и дефекацию. Самана поддерживает пищеварительный огонь, способствуя тем самым пищеварению и обеспечивая слаженную работу органов брюшной полости. Удана, циркулирующая в полости горла, регулирует работу голосовых связок, контролирует вдох и проглатывание пищи. Вьяна пронизывает все тело и через артерии, вены и нервы распределяет энергию, получаемую от воздуха и пищи.
    Существуют также пять упавайю, известные и как упа-праны. К ним относятся нага, крикара, девадатта, дханамджайя и курма. Нага ослабляет давление брюшных мышц через отрыжку и рвоту; благодаря чиханию и кашлю крикара мешает прохождению вредных веществ по носовым проходам и горлу. Девадатта вызывает зевоту и погружает в сон. Дханамджайя производит флегму, питает тело, остается в нем даже после смерти и при определенных условиях раздувает труп. Курма контролирует движения век и регулирует интенсивность света через радужную оболочку. Глаза – это зеркало мозга. Любое движение мозга отражается в глазах. Придавая глазам неподвижность, т. е. контролируя курма вайю, можно достичь неподвижности мыслей и обездвижить мозг (см. I.18–19).
    (Подробнее см. «Прояснение пранаямы».)
    Перечисляя основные нади, йогические тексты называют среди прочих ида, пингала, сушумна, читра, гандхари, хастиджихва, пуша, яшасвини, алумбхуса, куху, сарасвати, варуни, вишодхари, пайясвини, шанкхини, шубха, каушики, шура, рака, виджняна и курма нади. Точных данных о расположении каждого нади, к сожалению, нет; относительно некоторых известно лишь, где они заканчиваются. То же касается и функций – источники называют функции одних нади, умалчивая при этом о функциях других. Если говорить о курма нади, то мы знаем о его функциях, но не располагаем точными сведениями о его расположении. Возможно, этот нади находится в эпигастральной области и непосредственно влияет на эмоциональные перепады, обеспечивая также возможность контроля над ними.
    Обычно мысли кружатся вокруг вожделения, злобы, алчности, безрассудной страсти, гордыни и зависти, которые считаются врагами души. Эти пороки символизируются четырьмя конечностями, а также ртом и хвостом черепахи. Черепаха прячет голову и конечности под панцирь и не выходит оттуда, что бы ни случилось. Подчиняя курма нади, йогин останавливает движение шести спиц постоянно вращающегося колеса, на которые непосредственно влияют саттва, раджас и тамас. Он обездвиживает врагов своей души и при помощи саттвы обращает их в своих союзников. Он напоминает черепаху под панцирем, его эмоциональный центр остается стабильным несмотря ни на что. Йогин достиг эмоциональной устойчивости – необходимого условия духовной реализации.

Другие направления