Сутра 26. Знание солнечной системы

  • Через медитацию, однонаправленно фиксированную на солнце, придёт сознание (или знание) семи миров.
    Бейли
  • Сосредоточение на Солнце даёт знание мира.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Совершением Самаямы над солнцем — познание миров.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От Дисциплины, сходящейся на Солнце, следует знание Сфер.
    Ганганадха
  • Исследование самьямой солнца даёт обширные знания о планетных системах и областях космоса.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Самьяма может быть направлена на космос.

  • Благодаря самьяме над «солнцем» — знание миров [вселенной].
    Загуменнов
  • Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.
    Островская и Рудой
  • Самьямой на солнце [достигается] знание миров,
    Ригина
  • Путём осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер.
    Свенсон
  • При Самьяме о Солнце — знание о мире.
    Фальков
  • Знание солнечной системы достигается путём выполнения самьямы на солнце.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Знание солнечной системы включает в себя следующие три части:
    1. Структуру солнечной системы, которая является единицей космоса.
    2. Организацию звезд в группах, называемых галактиками.
    3. Закон, который регулирует движение планет и звезд.
    Это знание может быть достигнуто путем практики самьямы на солнце. Слово солнце может означать множество вещей, таких, как сурья нади, сушумна, физическое [тело], солнце и т. д. В древние времена современное техническое астрономическое оснащение было недоступно, тем не менее риши были способны очень точно рассчитывать различные астрономические явления.
    К своим удивительным открытиям они могли придти только одним из двух путей. Или они смогли развить свой ум посредством самьямы, или разработали какие-то аппараты, подобные телескопам. В любом случае выполнить точный расчет они не могли. Поскольку нам не известны какие-либо аппараты, которые они могли использовать, нам остается верить, что они познавали вселенную посредством практики самьямы на солнце.
    Когда вы пытаетесь делать самьяму на физическом солнце или его ментальном образе, тогда постепенно появляется способность в глубочайшем состоянии экаграты обнаруживать микрокосмическое солнце внутри себя. Когда вы будете в состоянии делать это, тогда, несомненно, вы узнаете все о структуре вселенной, равно как и о законе, лежащем в основе ее организации.

  • Благодаря самьяме на солнце йогин обретает знание семи миров и семи космических центров в теле.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Подобно тому как лучи солнца проникают в наш мир и освещают его, свет души достигает сахасрары – тысячелепестковой чакры, известной также как брахмакапала. Йогин постигает устройство как внешних, так и внутренних миров.
    Согласно индийской философии, во вселенной существуют четырнадцать миров – семь верхних и семь нижних. Верхние миры называются воздушной областью. К ним относятся бхулока, бхуварлока, суварлока, махалока, джанолока, таполока и сатьялока. Нижние образуют собственно нижнюю область. К ней относятся атала, витала, сутала, расатала, талатала, махатала и патала. Все четырнадцать миров взаимосвязаны и взаимозависимы.
    Поскольку микрокосм – это отображение макрокосма, человеческое тело повторяет целостную структуру великой вселенной. Таким образом, четырнадцать миров представлены и в человеческом теле – в различных его участках от макушки головы до стоп. Центром тела считается область таза, то, что выше него, образует верхний мир, а то, что ниже, – нижний мир. Область таза соответствует бхулоке, пупка – бхуварлоке, диафрагмы – суварлоке, сердца – махалоке, шеи – джанолоке, межбровья – тапалоке, а темени – сатьялоке. Что касается нижних миров, тазобедренные суставы соответствуют атале, бедра – витале, колени – сутале, икры голени – расатале, лодыжки – талатале, плюсны – махатале, а подошвы стоп – патале.
    Согласно философии йоги, в пределах верхнего мира сосредотачиваются семь основных чакр: муладхара (область ануса), свадхистхана (область крестца), манипурака (пупок), анахата (сердце), вишуддхи (горло), аджня (межбровье) и сахасрара (темя). Существуют и другие чакры, среди которых сурья (соответствует симпатической нервной системе), чандра (парасимпатическая нервная система) и манас (вместилище ума). Подобно элементам солнечной системы, все чакры и миры связаны между собой. Свет, излучаемый обителью души, есть солнце жизни. Проникая через врата сурья чакры, он струится по сурья нади и освещает семь состояний осознанности, свойственных сознанию йогина (см. II.27).
    Патанджали говорит не только о внешних, но и о внутренних достижениях. Он наставляет ученика, дабы тот обратил свой ум к внутреннему телу, ибо только так он сможет изучить и постичь душу.