Сутра 11. Самадхи паринама

  • Установление этой привычки и удержание ума от его склонности к созданию мыслеформ в конечном счёте приводит к постоянной способности созерцать.
    Бейли
  • Воспринимая множество объектов и сосредоточиваясь только на одном, что происходит попеременно, читта изменяется и достигает самадхи.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Когда берутся всевозможные предметы и сосредотачиваются на одном, эти две силы попеременно то исчезают, то проявляются. Читта же подвергается видоизменению, называемому Самадхи.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Когда имеет место отвлечение и подъём (соответственно Отвлечение и Концентрация), тогда это является «состоянием Союза» Ума (Самадхи паринамачитты).
    Ганганадха
  • Разум выбирает между возможностью интенсивной концентрации и состоянием, когда альтернативные объекты могут привлечь его внимание.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Даже рассеянность может изменяться и может быть модифицирована. Разум может пребывать в хаотическом состоянии или быть настолько инертным, что не поддается возмущениям, или быть легко восприимчивым к любым отвлекающим явлениям. Эти вариации зависят от свойственных нам тенденций и нашей реакции на них. Существует другое, промежуточное состояние бытия.
    Различие между предыдущей ситуацией и этой - в том, что в предыдущем случае наш разум выбирал между двумя совершенно различными, противоположными состояниями. А в этом случае различие между состояниями менее существенно. Следовательно, наши шансы вернуться к зафиксированному направлению без значительной потери времени более высоки.

  • Уничтожение разнонаправленности ума (сарва-артхата) и возникновение единонаправленности (экаграта) — это самадхическая модификация [ума](самадхи-паринама).
    Загуменнов
  • Изменение сосредоточения есть прекращение много направленности сознания и возникновение его однонаправленности.
    Островская и Рудой
  • В сознании, изменяющемся в Самадхи, нарастает разрушение множественности [объектов и их значений] и возрастает однонаправленность.
    Ригина
  • Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так же как и однонаправленности.
    Свенсон
  • Сами видоизменения тоже можно подвергнуть Самадхи, и при этом возможно сохранение концентрации даже в случае возникновения и усиления отвлечения внимания.
    Фальков
  • Самадхи паринама — это [чередование, то есть] исчезновение и появление отвлечения и однонаправленности ума.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Самадхи паринама ―в это состояние, когда концентрация и отвлечение внимания ума появляются и исчезают. Это происходит одновременно: исчезает отвлечение и появляется однонаправленность. Таким образом, это состояние ума, [в котором происходит] трансформация сознания. Это более высокое состояние [сознания].
    В этом особом состоянии, [когда] исчезает отпечаток, например АУМ, одновременно появляется отвлечение. Затем вы подавляете отвлечение и появляется АУМ. Предыдущий слой самскар пытается подавить концентрацию, но самый последний слой самскар старается подавить отвлечение. Ваше усилие установить один отпечаток ― АУМ ― подавляет все другие [отпечатки], являющиеся отвлечениями (викшепой). Это именно то, что происходит в вашей ежедневной практике. Когда вы садитесь [для садханы], вы пытаетесь практиковать экаграту на особом отпечатке. Внезапно возникает некоторая мысль, которая нарушает отпечаток. Затем вы снова воспроизводите в своем уме отпечаток и [таким образом] подавляете отвлечение. Снова подобно вспышке с более низкого уровня приходят другие мысли и отбрасывают отпечаток. И так далее. Это особое состояние [чередования] и называется самадхи паринама. Это первая стадия преобразования в царстве сознания.

  • Ослабление разбросанного и усиление однонаправленного внимания в читте суть трансформация, ведущая к самадхи.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сознание колеблется между многонаправленным и однонаправленным вниманием. Сосредотачиваясь, однонаправленное внимание рассеивает многонаправленное, и наоборот: когда однонаправленное внимание ослабляется, сознание разбрасывается. Наблюдая за этими изменениями и учась сохранять однонаправленное внимание, мы переходим ко второй стадии трансформации – самадхи паринаме.
    Читта обладает двумя свойствами – она может рассеиваться (сарватхата читта), а может сохранять однонаправленность (экаграта читта). Благодаря этим свойствам сознание способно направлять свое внимание как вовне, так и внутрь. А если его целью становится духовная погруженность, оно способно слить эти свойства воедино.
    Читта принимает форму любого объекта, о котором думает, который видит или наблюдает. Она способна распространить себя как угодно широко. Распространяясь, сознание становится многонаправленным. Сохраняя сфокусированность, остается однонаправленным. Когда сознание разбросано, мы отвлекаемся и становимся беспокойными. Это беспокойство можно преодолеть. Однако ничто существующее нельзя уничтожить без следа, его можно только трансформировать. Трансформация предполагает исчезновение одной формы и образование другой. Так, глубокое внимание рассеивает беспокойство, на смену которому приходит непрерывный поток сознательной безмятежности. Таким образом, сознание подвергается воздействию со стороны собственного действия. Это формирует привычку поглощаться каждой отдельной мыслью, что готовит человека к духовной погруженности. Такой тип внимания, самадхи паринама, упрочивает состояние безмятежности.
    При ниродха паринаме йогин усмиряет и успокаивает мыслительные волны. При самадхи параниме – изучает промежутки между нарастающей и сдерживающей мыслительной активностью, и наоборот. В этом исследовании рождается неподвижность, которая приводит к тишине. Важно понимать, что неподвижность предполагает жесткость, в то время как тишина пассивна и медитативна. В состоянии безмолвия и тишины центром внимания становится аромат души. Это экаграта паринама, которая подробно рассматривается в следующей сутре.