Сутра 54. Пратьяхара

  • Отвлечение (или пратьяхара) — это подчинение чувств мыслящим принципом и их вывод из того, что до тех пор было их объектом.
    Бейли
  • Органы восприятия обращаются вовнутрь, когда привлечены не к объектам,а к формам читты.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятие формы материи-сознания.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Когда чувства больше не находятся в контакте со своими объектами, они становятся похожими на [сдержанный] Ум; вот что составляет Отвлечение (Направление в определённое русло, Пратьяхару).
    Ганганадха
  • Обуздание чувств происходит, когда разум в состоянии оставаться на выбранном направлении и чувства безразличны к окружающим их объектам и безусловно следуют в направлении, контролируемом разумом.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Теперь можно определить обуздание чувств, пратьяхару, являющуюся пятым аспектом йоги (см.2-29).

  • Пратьяхара достигается при отсутствии контакта индрий с их объектами и как бы принятии ими природы читты.
    Загуменнов
  • При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания — [это и есть] отвлечение.
    Островская и Рудой
  • Когда чувства следуют естественной природе сознания (Читты) без соединения со своими объектами — [это] Пратьяхара.
    Ригина
  • Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
    Свенсон
  • Органы можно расслабить путём перенесения их форм в сознание.
    Фальков
  • Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Следует понимать, что пратьяхара означает удаление ума от объектов чувственного опыта; тогда чувства функционируют в соответствии с [действием] ума, а не наоборот. Способности обоняния, вкуса, видения, ощущения и слышания удаляются от их объектов, и чувства начинают следовать за умом внутрь, а не вовне. Это есть удаление ума от чувственной активности, так что органы чувств вместе с умом также становятся развернутыми внутрь. Они подражают уму и следуют за ним внутрь.

  • Отвлечение чувств, ума и сознания от контакта с внешними объектами и последующее приведение их к созерцателю есть пратьяхара.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Итак, ум готов к концентрации, и чувства более не докучают ему с требованием удовлетворить их желания. Они утрачивают интерес к вкусам и ароматам объектов и отзываются от внешнего мира обратно внутрь, с тем чтобы помочь уму в его внутреннем поиске. Это пратьяхара.

    Это начало отрешенности. Подобно тому, как птица не может лететь с одним крылом, так и для осуществления йоги необходимо два крыла – крыло практики – от ямы до пранаямы, и крыло отрешенности – от пратьяхары до самадхи. Чтобы покорить духовные высоты, необходимо и то, и другое. Как следствие, йогин пребывает в собственной душе и видит вещи напрямую без участия читты, которая суть способность сознания.
    В повседневной жизни сознание помогает чувствам видеть мирские объекты, с тем чтобы либо отвергнуть их, либо принять. Объекты гипнотизируют сознание и чувства и увлекают их вовне, к наслаждению. В пратьяхаре чувства, стремясь к осуществлению души, направляются внутрь. Пратьяхара подразумевает отвлечение ума от контакта с чувствами восприятия и органами действия. Так ум устремляется к душе.
    Связь ума и чувств часто сравнивают с пчелами, неотступно следующими за маткой. Если матка движется, рой движется за ней. Если бездействует, рой тоже недвижим. Пчелы не живут отдельно от матки. Аналогично, когда ум останавливается, чувства прекращают свою работу. В этом и заключается пратьяхара. Это первый шаг на пути возвращения к своему Творцу. Это наука усмирения чувств через лишение их подпитки, т. е. через отделение их от внешнего объективного мира. Пратьяхара освобождает чувства, отрезая их от источника питания, которым служат желания и их удовлетворение.
    Контролируя чувства и ум, человек приближает сознание к его источнику – душе, атме, через которою приходит к Параматме, Господу. При выполнении асаны разум тела распространяется снаружи, а чувства восприятия, ум и разум устремляются внутрь. То же самое происходит и в пранаяме. Это и есть пратьяхара.
    Здесь, чтобы понять феномен природы и ее составляющие, мы снова вернемся к сутре II.29, которая, опираясь на философию самкхьи, в подробностях описывает основные элементы вселенной. Итак, природа состоит из пяти грубых элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира, которые обладают тонкими соответствиями запаха, вкуса, формы, осязаемости и звука. Все они взаимодействуют с гунами – саттвой, раджасом и тамасом. Читта, состоящая из эго, разума и ума, является индивидуальным соответствием махата, космического разума. Космический разум, со своей стороны, является неразвернутой, первичной природой, ее зачатком. Это созидающий принцип, в нем зарождается любое явление материального мира. Существуют также пять органов восприятия – уши, нос, язык, глаза и кожа, и пять органов действия – ноги, руки, рот, органы репродуктивной и выделительной системы.
    Пять органов восприятия вступают в контакт со звуком, запахом, вкусом, видом и осязаемостью и посылают информацию о своих впечатлениях в ум. Далее эта информация поступает на хранение в память. Память, в свою очередь, начинает испытывать жажду новых переживаний и подстрекает ум, дабы тот в обход разума запросил у чувств еще большего удовлетворения. А это побуждает ум устремиться навстречу новым переживаниям через работу органов действия. Во время всего этого процесса разум измеряет преимущества и недостатки, с тем чтобы как-то уравновесить память, ум и чувства, которые, храня аромат пережитого удовольствия, жаждут большего. Почти неизбежно разум остается в стороне. Вследствие чрезмерной стимуляции и ненадлежащего использования органы действия утрачивают свою силу и становятся неспособными удовлетворять органы восприятия и ум.
    Прошлые впечатления сильны, и поэтому человек продолжает томиться желанием новых чувственных удовольствий. Однако полностью удовлетвориться невозможно. Поэтому человек становится несчастным и начинает испытывать обиду и злость от невозможности получить желаемое. Итак, мы подходим к пониманию истинного значения пратьяхары, пятой грани йоги. Пратьяхара – это союзник, который освобождает нас из тенет внешнего мира и приближает к истинному счастью.
    Благодаря пратьяхаре механизм, описанный выше, начинает действовать следующим образом. Ум, который раньше хитростью обходил разум стороной, теперь запрашивает у него руководства. Разум использует свою различающую способность, чтобы взвесить правильное и неправильное, подходящее и неподходящее, и поддерживает ум в его стремлении освободиться от громогласных требований памяти и хранящихся в ней впечатлений. Процесс, при котором мы идем против течения памяти и ума, и есть пратьяхара. Пратьяхару называют внешним поиском (бахиранга садхана), поскольку разум дисциплинирует чувства таким образом, что они начинают свое путешествие обратно и возвращаются к своим истокам.
    Процесс взвешивания собственных инстинктов, мыслей и действий является воспитанием непривязанности, отрешенности (вайрагья). Энергия сберегается и используется лишь тогда, когда это действительно необходимо, а навязчивое желание снова пережить приятные ощущения постепенно обуздывается. Память собирает новые, свежие впечатления и покоряется разуму и сознанию, превращаясь в их подручное средство. Сознание постигает разум и приводит его к источнику совести, в котором он отныне и пребывает в спокойствии и умиротворении. Так импульсы природы прекращаются, и на смену им приходит интуитивная способность проникать в суть вещей, которой теперь уже ничто не мешает. В этом заключается воздействие пратьяхары.
    Я уже упоминал, что пранаяма разгоняет тучи, которые затуманивают разум и мешают ему сиять во всей его славе. Теперь ум готов к медитации. До сего момента сознание внимало лишь чувствам и, устремляясь навстречу вечному наслаждению, даже забывало собственную суть. Теперь же чувства направляются обратно и помогают сознанию исполнять его желания, с тем чтобы человек смог достичь Самореализации.
    Это пратьяхара. Ее процесс можно разделить на четыре стадии: физическую, ментальную, интеллектуальную и духовную. Физическая пратьяхара предполагает отвлечение энергии от органов действия и чувств восприятия и направление ее к мозгу. Практикуя ментальную пратьяхару, мы успокаиваем колебания в четырех долях головного мозга, а приводя разум к его стволу, осуществляем интеллектуальную пратьяхару. Направление энергии разума и сознания к вместилищу совести есть духовная пратьяхара. Ее апогей – это видение созерцателя, атмасакшаткара.

Другие направления