Сутра 55. Господство над чувствам

  • В результате этих мер следует полное подчинение органов чувств.
    Бейли
  • Так достигается полное подчинение органов.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Из этого следует высшая стадия «подчинения чувств».
    Ганганадха
  • Тогда чувства становятся управляемыми.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Превращаясь в союзников. Обуздание чувств не может быть точной дисциплиной. Оно развивается по мере того, как наше восприятие очищается от помех.

  • В результате — полнейшее подчинение индрий.
    Загуменнов
  • Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
    Островская и Рудой
  • Из этого [возникает] высочайший контроль над чувствами.
    Ригина
  • Это ведёт к полному господству над чувствами (индриями).
    Свенсон
  • Отсюда придёт великое искусство управления всеми чувствами.
    Фальков
  • Это есть высшее господство над органами чувств [посредством пратьяхары].
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Некоторые учителя считают, что контроль чувств означает только подавление органов чувств. Они не считают это состояние нормальным, но для того, кто хочет медитировать и погружаться в глубины своего ума, становится очень важным развернуть самого себя внутрь, от мира объектов. Для проникновения в глубины ума контакт с объектами должен быть отсечен. Когда ум находится в контакте с внешним миром, он не сознателен к более глубоким граням сознания. Когда вы сознательны к этим более глубоким граням, вы не различаете мир чувств.
    Это важно помнить, что сознание, атман или самость в действительности не развивается. Эволюции атмана или души нет. Посредством практики пратьяхары мы в действительности [ничего] не развертываем; это есть процесс инволюции. Было бы неправильно говорить, что наши души развились из примитивного состояния к нашему существующему развитому состоянию. Высшее существование или душа остается тем же, каким оно было тысячи лет назад. Оно не претерпевает изменение. Единственное отличие заключается в том, что наша более низкая самость или индивидуализированная самость медленно, шаг за шагом становится сознательной к той высшей форме.
    Когда мы поворачиваем наш ум от внешнего мира к внутреннему миру, мы узнаем, что в нас есть некая бесконечная грань существования, которая может быть испытана в самадхи. К ней невозможно приблизиться через интеллект, поэтому эта глава нацелена то, чтобы дать для этого садхану, начиная с ямы и ниямы и кончая пратьяхарой.
    Существует много видов пратьяхары, например тратака, нада йога, джапа, музыка, киртан и т.д. Все они предназначены для очищения чувственного сознания и разворачивания его внутрь. Некоторые люди могут входить в это состояние просто одной практикой нала йоги, другие могут найти более легким методом джапу. Иногда вы в состоянии выполнять пратьяхару в течение какого-то времени. Впоследствии вы можете обнаружить, что она не работает, даже если вы искренне следуете садхане, так что пратьяхара становится очень трудной проблемой. Если вы можете владеть техникой пратьяхары, то концентрация для вас становится очень простой. Невозможно идти дальше к дхаране и дхьяне, пока не пересечена область пратьяхары.
    Для пратьяхары существует много доступных садхан. Подходящую для последователя садхану выбирает гуру во время посвящения.

  • Результат пратьяхары – абсолютный контроль над органами чувств.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Воздействие пратьяхары ощущается тогда, когда мы обретаем господство над чувствами, наделяемся зрелым разумом и рьяно осуществляем свой духовный поиск.

    Когда чувства более не гонятся за наслаждением, которое предлагает феноменальный мир, их можно в буквальном смысле впрячь в упряжку, дабы они служили душе.
    * * *
    Садхана пада призывает нас отслеживать собственные слабости в каждой сфере нашей внутренней жизни – моральной, физической, физиологической и интеллектуальной – и учит устранять их, чтобы они не мешали соблюдению йогической дисциплины и духовному освобождению.
    Яма позволяет нам совершенствовать искусство праведной жизни среди себе подобных; нияма наделяет мастерством обретения чистоты. Асана прекращает колебания тела и ума, а пранаяма сохраняет гармонию и препятствует рассеиванию потока жизненной энергии, превращая ум в подходящий инструмент для медитации. Пратьяхара сублимирует ум и чувства и выводит их на новый, более высокий уровень работы.
    Здесь завершается внешний поиск (бахиранга садхана), и садхака оказывается на пороге внутреннего поиска (антаратма садхана).
    Так заканчивается изложение садханы, второй пады Йога-сутр Патанджали.