Сутра 51. Четвертый тип пранаямы
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Есть и четвёртая стадия, которая превосходит имеющие дело с внутренними и внешними фазами.Бейли
-
И четвёртое — сдерживание праны путём сосредоточения на объекте внутри или снаружи.Вивекананда (новый перевод)
-
Четвёртый есть подчинение праны, направлением её на внешние, или внутренние предметы.Вивекананда (старый перевод)
-
Четвёртая (Регуляция Дыхания) — та, которая отбрасывает обе: внешнюю и внутреннюю. [Это Кумбхака второго вида].Ганганадха
-
Тогда дыхание выходит за уровень сознания.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
В состоянии йоги появляется совершенно другое-состояние дыхания.
Более точно сказать невозможно. -
Четвёртая модификация пранаямы — за пределами внешнего и внутреннего.Загуменнов
-
Четвёртый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.Островская и Рудой
-
Четвёртый [вид Пранаямы] выходит за пределы внешней и внутренней областей.Ригина
-
Пранаяма, выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего, есть четвёртая.Свенсон
-
Этот раздел состоит в управлении праной как внутри себя, так и снаружи.Фальков
-
Четвёртая пранаяма — это та, которая выходит за пределы внутреннего и внешнего объекта.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
В этом четвертом типе пранаямы вы не должны делать ни антаранга, ни бахиранга кумбхаки. Она выполняется точно, как описано в Бхагавадгите. В Гите говорится, что апану следует соединить с праной, а прану ― с апаной. Посредством этого ученик [во-первых] останавливает ощущения, приходящие изнутри и идущие извне, путем соединения дыхания, идущего внутрь, и дыхания, идущего вовне. Во-вторых, идущее внутрь дыхание должно быть объединено с самим же идущим внутрь дыханием. В-третьих, в то же самое время следует выполнять кумбхаку. Не следует позволять проникать ощущениям. Внешний опыт от объектов должен быть оставлен вовне, а внутренние самскары или опыт должны быть оставлены внутри. Внешнему проявлению нельзя позволять проникать внутрь, а внутренним самскарам нельзя позволять проявляться вовне. Это четвертая пранаяма. Вы можете делать ее, выполняя вдох в удджайи, выдыхая в удджайи и стараясь концентрировать свой ум на особенном психическом прохождении без контролирования или останавливания дыхания в форме антаранга или бахиранга кумбхаки. Постепенно вы станете в состоянии отставить в сторону испытание на опыте, блокировать путь чувственного опыта и это будет четвертым типом пранаямы. Фактически это аджапа джапа.
-
Четвертый вид пранаямы – не внешняя и не внутренняя пранаяма. В ней теряются усилия и произвольность.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Пранаяма четвертого типа – это нечто большее, чем просто регулирование или изменение дыхания и задержки. Методология, описанная в предыдущей сутре, к ней никак не относится. Это состояние, схожее с кевала кумбхакой, которая упоминается в источниках по хатха-йоге и в упанишадах йоги.
Когда дыхание осуществляется без участия воли человека или его усилия, наступает четвертая стадия пранаямы. Здесь движения ума и сознания прекращаются. Потоки жизненной энергии, разума и сознания усмиряются, однако подсознательные впечатления остаются. Это вирама пратьяйя, состояние, описанное в сутре I.18. Как в уме, так и в дыхании наступает пауза. Отсюда человек заново пробуждается, и свет разума стремительно проникает в самые глубины его существа.
Поскольку четвертая стадия пранаямы не предполагает каких-либо ограничений, она становится чем-то большим, чем пранаямы, описанные в сутре II.50. Поэтому ее называют пранаямой без семени (нирбиджа).
Комментарии (0)