Сутра 50. Три вида пранаямы

  • Правильное управление праной (или жизненными потоками) бывает внешнее, внутреннее или неподвижное; зависит от места, времени и количества, а также бывает растянутым или кратким.
    Бейли
  • Упражнения могут быть или внешними, или внутренними, или неподвижными, различными по месту, времени и числу, долгими или краткими.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Его видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные или короткие.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Эта Регуляция Дыхания] является внешней, внутренней или неподвижной(стационарной) (бахья, абхьянтара, стамбха) функцией, регулируемой пространством, временем и числом (деша, каля, санкхья); и бывает долгой или короткой (диргха, сукшма). (Внешняя является Речакой; внутренняя —Пуракой; неподвижная — Кумбхакой).
    Ганганадха
  • Она включает в себя регулирование выдоха, вдоха и задержки дыхания. Управление этими тремя процессами достигается модуляцией их длительности и сохранением этих параметров на некоторое время с одновременным вовлечением мышления в этот процесс. Все компоненты дыхания (вдох,выдох и задержка дыхания) должны быть длительными и ровными.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Каковы компоненты пранаямы?
    В практике пранаямы возможны различные комбинации. Известны различные приемы, но детализация этих вопросов выходит за рамки данной книги.

  • Её модификация — внешняя, внутренняя и «задержанная», регулируемые пространством, временем и числом; при выполнении пранаямы с учётом всего этого она становится длительной и тонкой.
    Загуменнов
  • [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания],регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится]длительной и тонкой.
    Островская и Рудой
  • Проявления [формы] Пранаямы [бывают] внешними, внутренними и неподвижными (вдох, выдох и задержка дыхания). Они [бывают] продолжительными или короткими и количество их регулируется в зависимости от места и времени.
    Ригина
  • Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом и становится долгой или короткой.
    Свенсон
  • Дыхание бывает верхнее, нижнее и полное; различное по месту, длительности и объёму; короткое и длинное.
    Фальков
  • Пранаяма бывает внешняя, внутренняя или сдержанная; регулируется местом, временем и количеством и становится продлённой и тонкой.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Пранаяма имеет три стадии, называемые пурака, кумбхака и речака. Практика зависит от места ее проведения, где может быть, например, тропический или умеренный климат. Она также зависит от диеты, [принятой] в данной местности. Детальное описание правил можно найти в книгах по хатха йоге. Время означает относительную продолжительность пураки, речаки и кумбхаки. Кроме того, время ― это время года или сезон.
    Так, если вы практикуете двадцать кругов в течение зимы, вам следует практиковать десять кругов в течение лета. Санкхья означает количество кругов. Оно определяется по числу матр или единиц времени. Поэтому прана регулируется дешой, калой и санкхьей.
    Технике пранаямы следует учиться у гуру. Когда вы начинаете, относительная продолжительность [стадий] должна быть 6:8:6.
    Окончательно вы должны дойти до 20:80:40. Здесь соотношение становится 1:4:2, т.е. одна единица времени для пураки, четыре единицы ― для кумбхаки и две ― для речаки. Матра ― это время, требуемое для двух хлопков [в ладоши] и одного щелчка [пальцами]. Если последователь в состоянии практиковать пранаяму в течение 20:80:40 матр, тогда можно сказать, что он один из лучших садхаков. В конечном итоге пранаяма продлевается и становится тонкой.
    Все три стадии, а именно пурака, кумбхака и речака должны продлеваться. Начиная с 6:8:6 матр, следует в конечном итоге дойти до 20:80:40 матр. Таким путем продлеваются праны, удержание возрастает и процесс становится тонким.

  • В пранаяме три движения: удлиненный тонкий вдох, удлиненный тонкий выдох и удлиненная тонкая задержка. Все они точно регулируются с учетом времени и места.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Первыми тремя составляющими пранаямы являются регулируемые вдох, выдох и задержка. Выполнять их, задерживать и совершенствовать необходимо с учетом возможностей ученика. Делая вдох, выдох и задержку следует обращать внимание на место (деша), которым в данном случае является туловище, время (кала), которое в пранаяме измеряет длину дыхания, и точность (самкхья).

    В пранаяме существует два типа задержки – задержка на вдохе и задержка на выдохе. Поток дыхания и паузы между вдохами и выдохами регулируются и удлиняются в соответствии с силой легких (деша), продолжительностью и вымеряемым контролем дыхания (кала), а также степенью тонкости и точности (самкхья) садхаки. Гармоничная практика пранаямы, при которой дыхание ритмично регулируется (паридришта), есть искусство пранаямы.
    Сосредоточенность на регулировании дыхания (прана вритти), выдохе (бахья вритти), вдохе (антара вритти) и задержке (стамбха вритти) называется сабиджа пранаяма (пранаяма с семенем), поскольку здесь внимание направлено собственно на дыхание.
    Вдох зарождается в самых глубинах нашего существа – в созерцателе и движется по направлению к сознанию. Подобно тому, как махат, космический разум, является первым принципом движения природы, его индивидуальное соответствие, читта, пробуждает к активности душу. Цель вдоха – затронуть пять оболочек тела: анандамайю, виджнянамайю, маномайю, пранамайю и аннамайю. Если посмотреть на это под другим углом зрения, вдох затрагивает все пять элементов: акашу, вайю, тедж, ап и притхви. Выдох проходит все оболочки и элементы в обратном порядке.
    Укрепление вдоха – это эволюция души, восходящий порядок пуруши. Когда самость вступает в контакт с физическим телом, вдох обретает полноту и завершается. Пуруша объял пракрити. Выдох слой за слоем движется от внешнего тела к созерцателю. Это инволюция, или нисходящий порядок пракрити, который приводит ее к Господину, пуруше. Если вдох – это божественное единение пуруши с пракрити, то выдох – единение пракрити с пурушей. Задержка на вдохе называется антара кумбхакой, задержка на выдохе – бахья кумбхакой. Если антара кумбхака – это посвящение созерцателя (сварупа пратиштха), бахья кумбхака – это избавление от четырех целей жизни (пурушартха сунья). (См. IV.34.)