Сутра 9. (III) Викальпа ― необоснованная вера

  • Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования.
    Бейли
  • Словесная иллюзия возникает, когда слова лишены [соответствующей им]реальности.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих соответствующей реальности.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Фантазия является [представлением], основанным на идее, выраженной словами, [но] для которой не существует [соответствующего] объекта [в действительности].
    Ганганадха
  • Воображение — это постижение объекта, основанное только на словах и выражениях. Даже при отсутствии объекта.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Это происходит при отсутствии прямого восприятия. Использование ссылок на значения и побочные толкования, ассоциативные образы, связанные с описывающими словами, приводит воображение к постижению.
    Дополнительную помощь оказывает использование поэзии или ораторского искусства. Постижение возможно также благодаря снам, чувствам и эмоциям. Прошлый опыт, сохраненный в памяти, достаточно часто благоприятствует этому ментальному проявлению.

  • Викальпа — словесное знание, не имеющее реального объекта.
    Загуменнов
  • [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
    Островская и Рудой
  • Словесное знание пусто (не имеет реального объекта знания). Это заблуждение.
    Ригина
  • Воображение — плод словесного знания, лишённого субстанции.
    Свенсон
  • Выдумка получается при использовании понятий, которым в природе ничего не соответствует.
    Фальков
  • Знание, вытекающее из слов, но пустое относительно объекта, есть фантазия.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Викальпа ― это воображение без [реального] объекта как основания. Это не означает, что оно [вообще] не имеет объекта. Объект, о котором говорится в утверждении, просто не существует. Например, когда мы читаем удивительные рассказы о некоей сказочной стране или рассказы Гулливера о лилипутах, мы обнаруживаем там вещи, которые правильно описываются словами и используются в предложениях, но в действительности реальные объекты, которые бы им соответствовали, совершенно отсутствуют. Это примеры викальпы ― воображения или фантазии. Викальпа ― это творение нашего ума. Это, тем не менее, не значит, что воображение совершенно лишено экспериментального материала. Мы берем идеи из нашего опыта и смешиваем их, чтобы сформировать новые идеи вещей, которые в действительности не существуют. У многих из нас, даже у духовных последователей, появляются беспокойства по поводу того, что иногда ум наполняется фантазиями и выдуманными идеями. По всему миру существует много духовных последователей, которые пребывают в поиске достижения воображаемой цели. Они живут в мире идей, которые есть ничто иное, как викальпа. В медитации, в дхьяне иногда происходит полет воображения.
    Это так восхитительно и интересно и доставляет удовольствие и удовлетворение медитирующему уму, но, согласно Патанджали, эта форма викальпы также должна быть отставлена в сторону. Подобным образом мы обнаруживаем в Индии вид медитации, основанной на воображении, которая называется сознательный дневной сон. Сам по себе это отдельный вид садханы, но, согласно Патанджали, это в сущности есть тупое состояние ума и должно быть преодолено через правильное знание. Эта садхана очень помогает начинающим, так как она может заставить последователя идти все глубже и глубже в состоянии концентрации. Тем не менее, не следует забывать, что эта садхана, хотя и полезна для начинающих, в дальнейшем должна быть отброшена. В состояниях дхараны, антар мауны, дхьяны последователь представляет определенные объекты и их качества. При окончательном анализе они могут оказаться нереальными и фантастическими представлениями. Но они очень полезны вначале, и ученик должен использовать их как помощь, пока не продвинется вперед, чтобы овладеть более глубокими состояниями. Многие великие мыслители утверждали, что различный опыт, вплоть до нирвикальпа самадхи, через который проходит последователь, есть ничто иное, как планы его ментального сознания.
    Правильное знание, неправильное знание и воображение представляют собой сходные процессы сознания. Их отличие в том, что правильное знание имеет подлинный объект, неправильное сознание ― ошибочный объект, тогда как воображение, или викальпа, вообще не имеет объекта. Эту разницу нужно отчетливо понимать.

  • Вербальное знание, лишенное сути, есть лишь фантазия и воображение.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Игра с фантастическими представлениями и со словами, существование в мире собственных идей и впечатлений, не имеющих содержательной базы, суть викалпа – смутное, неясное, не соответствующее действительности знание. Пребывая в подобном заблуждении, мы уподобляемся зайцу из басни, вообразившему, что у него выросли рога.

    Если посредством проб и ошибок, анализа и способности к различению вывести викалпу на уровень фактического знания, она пробудит жажду верного, истинного знания и преобразится в видение и постижение. До сей поры знание, основанное на воображении, остается лишенным сути.

Другие направления