Сутра 8. (II) Випарьяя ― заблуждение

  • Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия.
    Бейли
  • Неразличение — это ложное знание, которое не соответствует действительности.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Неправильное понимание является ложным представлением, живущим в форме, которая не соответствует предмету.
    Ганганадха
  • Превратное понимание — это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тех пор, пока более благоприятные условия не откроют истинную природу объекта.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Превратное понимание обусловлено ошибочным наблюдением или неправильной интерпретацией увиденного. Причиной является наша неспособность к глубокому пониманию увиденного, возникающая из-за влияния прошлого опыта и изменившихся условий. Ошибка может быть распознана позднее, а может и никогда. Цель практики йоги - распознавать и контролировать случаи неправильного постижения (см. главу 2).

  • Заблуждение — ложное знание, не соответствующее природе объекта познания.
    Загуменнов
  • Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме[реального объекта].
    Островская и Рудой
  • Неразличение [одного от другого]: ложное знание, не соответствующее реальной форме.
    Ригина
  • Ложное знание — это подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.
    Свенсон
  • Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не соотносящихся с действительностью.
    Фальков
  • Неправильное понимание есть ложное знание, которое не основано на собственной форме [объекта].
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Здесь Патанджали рассматривает второй тип читта вритти, которые мы должны блокировать. Он определяет випарьяю как ложнознание, которое не основывается на реальном объекте или не соответствует ему. Это противоположность правильному знанию. Правильное знание имеет место, когда наше знание основывается на соответствии реальному объекту. Например, мы видим цвет цветка, чувствуем его запах, ощущаем мягкость его лепестков, и в нам в уме появляется знание, что это есть цветок. Это правильное знание, потому что есть тадрупапрастхистха, т. е. существует реальный объект, на котором основывается наше знание. В случае випарьяи нет объекта, существующего в реальности, на котором знание могло бы основываться, поэтому это называется атадрупапрадхистхам. Например, когда мы ошибочно принимаем веревку за змею, наше знание неправильно, потому что вещь, которая в действительности существует, ― веревка, принимаемая нами за змею. Чтобы возникло правильное знание, это ложное знание должно быть исправлено путем создания соответствующих] условий, в данном случае таких, как достаточное освещение.
    Випарьяя также называется авидьей, поскольку все наше знание основывается на неверном понимании реальной природы пуруши и пракрити. Неправильное знание в конечном итоге замещается вивекой, которая включает в себя правильное понимание истинной природы пуруши и пракрити.

  • Ошибочное знание основывается на нефактическом и недействительном.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Причиной превратного, ложного, неправильного знания может послужить ошибка, заблуждение, принятие одного за другое. Такое знание основывается на искаженном восприятии реальности.

    Заблуждения и неправильное понимание рождают неправильные ощущения и загрязняют сознание, что, в свою очередь, подрывает движение садхаки к созерцателю и может вызвать двойственность, расщепленность личности.
    (См. II.5.)

Другие направления