Сутра 34. Их степень и природа

  • Мысли, противные йоге, это причинение вреда, ложь, воровство, невоздержанность и жадность; совершены ли они лично, спровоцированы ли к совершению или одобрены, произошли ли они от жадности, гнева или заблуждения (невежества), будь они незначительными, средними или великими. Их результатом всегда бывают чрезмерная боль и невежество. По этой причине следует культивировать противоположные мысли.
    Бейли
  • Несовместимыми с йогой являются убийство, лживость и прочее, независимо от того, свершилось ли само деяние, поощрялось или одобрялось из корыстолюбия, злобы или невежества.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Препятствия к йоге есть убийство и прочее, совершённые, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые или сильные или средние. Способ устранения их — думать о противоположном.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Недоброжелательность» и другие «противоположные цели» могут быть: а)совершены, б) подстрекаемы (содействия для совершения) или в) одобрены;они могут быть благодаря: а) алчности, б) гневу или в) заблуждению; и они могут быть: а) лёгкие, б) средние, в) чрезмерные; наблюдения над всеми этими противоположностями должны быть в форме: «всё это приносит бесконечные страдания и невежество».
    Ганганадха
  • Например, внезапное желание действовать грубо или поощрить или принять грубые действия должно быть сдержано осознанием вредных последствий. часто такие действия являются результатом низменных инстинктов,таких, как гнев, алчность или предвзятое суждение. Вне зависимости от наших побуждений, осознание возможных последствий может предотвратить подобные действия.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Очень часто наше отношение к людям, жизненным ситуациям и идеям не очень ясно. Поэтому резкий шаг может повлечь за собой весьма нежелательные последствия. При таких обстоятельствах приветствуется любая возможность поразмыслить еще раз. Профилактика лучше лечения.

  • «Нарушения, т.е., причинение страдания и т.д., совершённые, вызванные или одобренные, которым предшествовали алчность, гнев или ослепление:лёгкие, средние или чрезмерные — имеют результатом бесконечное страдание и неведение» — таково «созерцание противоположного».
    Загуменнов
  • Ложные помыслы о насилии и прочем — совершённом, побуждённом к совершению [или] одобренном, — возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
    Островская и Рудой
  • Мысли о вреде другому — исполненные, планируемые [либо] одобренные [вследствие] жадности, гнева, невежества порождают бесконечное страдание и неведение независимо от того, будут ли [эти мысли] слабыми, средними или сильными. Культивируй противоположное.
    Ригина
  • Поскольку неподобающие мысли и чувства, также как и насилие, когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когда проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умеренной или сильной форме,имеют результатом бесконечную боль и несчастье, следует размышлять над тем, что противоположно.
    Свенсон
  • Страшным препятствием является любое убийство, как совершенное лично,так и одобренное; произведённое по умыслу, по злобе или неведению, независимо от того, были ли [чувства] сильными, умеренными или слабыми —результатом всегда будет несчастье. Способ преодоления — думать о противоположном [покаяться].
    Фальков
  • Мысли, содержащие вредные намерения, такие, как насилие и др., которые могут совершаться лично, через других или одобряться, вызываются алчностью, гневом и заблуждением. Они [намерения] могут быть слабыми, средними и интенсивными. Пратипакша бхавана заключается в том, чтобы думать, что эти дурные намерения являются причиной бесконечной боли и неведения.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Иногда человек сам не совершает насилие, но может делать это через других, или он может допускать совершение насилия другими. В йоге это следует избегать, потому что человек остается ответственным, даже если он только допускает, когда это совершают другие. Это также относится к другим витаркам, таким, как лживость, воровство и т. д.
    Тогда эти витарки совершаются из-за жадности, гнева, заблуждения. Всех их необходимо избегать. Витарки могут быть слабыми, средними и интенсивными. Они должны быть уничтожены безотносительно к их причине, интенсивности и эффекту. Все эти вредные влечения порождают в конечном итоге две вещи ― это боль и неведение. Если вы осознаете или убедитесь, что это состояние вашего ума негативно, это становится практипакша бхаваной. Кто-то может намереваться съесть или выпить нечто запрещенное, но если он осознает, что это нанесет вред, то аргументация этого есть пратипакша бхавана. Когда вводится такая [аргументация], ум преодолевает вредные влечения и формируется положительный комплекс. Далее последователь может без затруднений идти духовным путем ямы и ниямы.

  • Неточное знание, пробуждающее насилие, осуществляемое напрямую, опосредованно, или просто одобряемое, формируется за счет алчности, злобы и заблуждения, которые бывают слабой, средней или сильной степени. В результате оно рождает невежество и бесконечные муки. Самонаблюдение останавливает боль и искореняет неведение.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Неподобающие, превратные помыслы и поступки рождают бесконечные мучения. По степени интенсивности подобные мысли, эмоции и действия делятся на слабые, средние и сильные. Мы можем вызвать их через непосредственное поощрение, неосознанное поощрение или же просто не препятствуя им. Например, прямое, вынужденное или не встречающее порицания насилие рождает невежество, физическую боль и ментальные муки. Причина такого поведения кроется в алчности, злобе и ложных представлениях; его можно изменить посредством его же противоположности, т. е. при помощи самоанализа, правильного образа мысли и благого действия.
    Эта сутра рассказывает о внутренних расхождениях и неправильно направленных усилиях, которые подрывают наше движение вперед.
    Существует три типа недугов, страданий и мучений. Во-первых, недуги могут возникать вследствие чрезмерного потакания удовольствиям, в котором активно участвуют желание, вожделение и гордыня. На санскрите такое явление называется адхьятмика рога, или недуги, причиной которых является сам человек. Во-вторых, причинами страданий могут стать пять элементов и их соответствия. Это явление именуется адхибхаутика рога. И, наконец, недуги могут передаваться по наследству и не иметь очевидной причины. Такой тип страдания именуется адхидайвика рога. Все три типа недугов могут проявляться в слабой, умеренной или сильной форме.
    Патанджали подчеркивает, что сомнительное, неточное, колеблющееся знание должно быть уничтожено при помощи способности к различению, которую необходимо постоянно развивать.

Другие направления