Сутра 24. Авидья есть причина

  • Причина этого сообщества — невежество или авидья. Это должно быть преодолено.
    Бейли
  • Причина этого есть невежество.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Неведение — его причина.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Причина этого — Иллюзия (Невежество).
    Ганганадха
  • Отсутствие ясности при определении различий между тем, что воспринимает, и тем, что воспринимается, происходит из-за накопления превратного понимания.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Почему отсутствует ясность?

  • Его причина — неведение.
    Загуменнов
  • Его причина — неведение.
    Островская и Рудой
  • Причина этого [отождествления] — неведение.
    Ригина
  • Причиной этого является неведение (авидья).
    Свенсон
  • Это случай невежества.
    Фальков
  • Причина союза — авидья.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Для союза пуруши и пракрити должна быть причина. Этой причиной является авидья. И пракрити и пуруша безначальны. До начала вселенной они уже существовали. На самом деле пуруша всегда освобожденный. Но может быть задан вопрос: если пуруша всегда свободен, в чем заключается смысл достижения мукти снова? Эта проблема находится за пределами логики; она может быть решена только в состоянии медитации. Говорится, что авидья есть причина союза. Но эта авидья не есть неведение [в обычном понимании]. Это не та авидья, которая обсуждалась при рассмотрении клеш. Здесь авидья ― это высшая сила, называемая майей, определить которую в писаниях нет никакой возможности. Складывается впечатление, что эта авидья является изначальной, действующей причиной взаимоотношений между пурушей и пракрити. Это может быть понято только через философию адвайты, поскольку в санкхье пуруша и пракрити [едины только в том, что оба] вечны. В веданте же они составляют одно, называемое Брахман ― высший.
    Он есть основа всех энергий и всего сознания, но в этом сознании есть движущая сила, которая называется майя. Вследствие этой майи создается некая пелена, и посредством этой завесы рождается пракрити, после чего и пракрити и пуруша становятся иллюзорными процессами. Для дуалистической санкхьи они не иллюзорны, но веданта не двойственна, и поэтому она может объяснять Брахмана и майю как одну сущность.

  • Отсутствие духовного знания (авидья) — причина ложного отождествления созерцателя со зримым.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В сутре II.18 говорилось о том, что слияние пракрити и пуруши может как привести к свободе, так и остановить движение вперед, повергнув нас в пучину желаний и эмоций. Настоящая сутра подчеркивает, что спутанность сознания, в которой мы поддаемся наслаждениям и страдаем, рождается ави-дьей — невежеством и отсутствием осознанности. Огонь может гореть, пока ему хватает поленьев. Видья (различающее знание) лишает невежество подпитки и таким образом одерживает над ней победу. (См. I.4, 8,30, 31 и II.5.)

    Так что же такое правильное знание? Когда различение устраняет сомнение, чистое понимание запускает процесс отречения, в котором мы освобождаемся от необходимости владеть и находиться во власти.

Другие направления