Сутра 23. Зачем необходим союз?

  • Сообщество души с умом, и таким образом с тем, что он воспринимает, даёт понимание природы познаваемого и подобным же образом — Познающего.
    Бейли
  • Соединение — причина реализации обеих сил, природы и её Господина.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Слияние есть природа осуществления природы обеих сил, как испытываемого,так и его Владыки.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Контакт» сил «собственности» и «собственника» вызывает понимание их соответствующих свойств.
    Ганганадха
  • Всё, что воспринимается, чем бы оно ни было или какое бы воздействие оно ни оказывало на конкретную личность, имеет одну-единственную цель. Эта цель заключается в прояснении разницы между внешним, видимым, и внутренним — тем, кто видит.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Каким бы мощным или возмущающим ни показалось бы нечто, только наша реакция на него определяет его воздействие. Следовательно, мы можем, различая то, "чем видится", и то, "что видится", увидеть объект в его истинном свете и быть при этом уверенными, что мы правильно определили его влияние на нас.

  • Соединение — основание для постижения истинной природы сил «облагаемого» и «обладающего» (сва — свами).
    Загуменнов
  • Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть]способность быть собственностью и способность быть господином.
    Островская и Рудой
  • Отождествление [зрящего и зримого] — причина [того, что] настоящая природа обладателя и обладаемого [зрящего и зримого] не может быть достигнута.
    Ригина
  • Связь видящего с видимым — основа для познания природы видимых вещей и природы Видящего.
    Свенсон
  • Слияние является случаем отождествления и самого его и его владыки.
    Фальков
  • Целью союза пуруши и пракрити является испытание на опыте [собственной] существенной природы и достижение в себе самих сил [соответственно] пуруши и пракрити.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Пуруша и пракрити приходят вместе ради двух целей: первое ― достичь самоосознания [самореализации] и второе ― раскрыть силы, присущие им обоим. Это очень важная сутра, поскольку утверждает, что реализация ― [осознание] является целью совместного прихода пуруши и пракрити. Для пракрити цель заключается в том, чтобы развернуть вселенную и раскрыть присущие ей силы. Пуруше также присущи некоторые силы. Пуруша ― это чистое сознание. Пракрити ― это вибрация, движение, инерция, пять элементов и индрий и т.д., но и тело, и ум, и гуны ― все находится в пракрити.
    Мозг дикаря и мозг цивилизованного человека состоит из того же серого вещества, но между ними существуют определенные различия. Дикарь еще не раскрыл присущие ему силы, в то время развитый человек уже развернул их. Духовно развитый человек достиг высшего раскрытия, тогда как в змее или тигре раскрыто еще очень мало. Различие имеет место благодаря различной степени раскрытия присущих им сил, и эти силы всегда принадлежат либо царству пуруши, либо ― пракрити. Существуют определенные духовные силы и определенные природные силы.
    Духовные силы присуши пуруше, природные силы принадлежат пракрити. Раскрытие [сил] происходит благодаря эволюции пуруши и пракрити. Поэтому каждый из нас получил [определенное] духовное развитие и прошел высшее природное развитие, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

  • Союз созерцателя и зримого им существует ради созерцателя, дабы он смог обнаружить свою истинную природу.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Пуруша и пракрити обладают небывалой мощью, чье изначальное предназначение — помочь человеку достичь Самореализации. Контакт пуруши и пракрити имеет своей целью раскрыть их изначальные силы и позволить созерцателю обнаружить свою истинную природу.

    Желание привести в тесный контакт обладателя, «обладание» и объект обладания существовало с тех пор, как зародилась цивилизация. Об этом и говорит настоящая сутра.

    Свет чистого знания позволяет обладателю (созерцателю) ощутить и познать все то, что он должен ощутить и познать через свою связь с природой. Если осквернить этот контакт невежеством, он обратит своего хозяина к наслаждению, сковав его цепями и погрузив в пучину желаний и недугов. Если же развивать непривязанность, садхака придет к беспристрастности и отрешенности, вайрагье.

    Если мастер неуклонно поддерживает внимательную осознанность своего сознания и, вступая в тесный контакт с природой, не привязывается к ней, но остается лишь свидетелем, природа (пракриты) приводит своего господина (душу) к свободе, мокше.