Сутра 4. Авидья есть коренная причина

  • Авидья (невежество) — причина всех прочих препятствий, будь они латентны, в процессе устранения, преодолены или в полном действии.
    Бейли
  • Невежество порождает все препятствия, которые могут быть дремлющими,ослабленными, подавленными или распространёнными.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии, скрытом, ослабленном, подавленном или распространённом.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Иллюзия (Авидья) является питательной средой для тех, что следуют дальше:быть дремлющим, истощённым (ослабленным), отключённым и действенным.
    Ганганадха
  • Превратное понимание является источником всевозможных помех. Они не всегда появляются одновременно, а их характеристики постоянно меняются. Иногда они затуманены и едва различимы. Но иногда они проявляют себя отчетливо и доминируют.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Следующая сутра объясняет внутренние связи между перечисленными ранее помехами.
    Результат их воздействия часто становится очевидным для других людей, хотя это совсем не означает, что сам человек это заметит.

  • Неведение — почва остальных клеш: спящих, тонких, временно подавленных и полностью проявленных.
    Загуменнов
  • Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих]в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развёрнутом [состояниях].
    Островская и Рудой
  • Неведение — поле для [произрастания] других [видов страдания] — действующих в полную силу, преодолённых или спящих и слабых.
    Ригина
  • Невежество (авидья) — питательная среда для всех других — спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.
    Свенсон
  • Невежество является источником всех последующих [затруднений], в каком состоянии они не были: дремлющем, ослабленном, усиленном или распространённом.
    Фальков
  • Авидья есть поле для последующих [клеш] в состояниях скрытом, тонком,рассеянном или раскрытом.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Клеши проявляются не только в виде боли, но и определяют поведение людей. Честолюбие и стремление к успеху также является клешей. В этом контексте клеши не индивидуальны, они свойственны общности людей. Именно благодаря принуждению клеш человек или целая нация может заставить себя работать ради достижения новых целей. Когда мы стараемся избегать неприятных жизненных ситуаций, к этому нас принуждают клеши. Животные не осознают этого, но они поступают таким же образом инстинктивно и естественно. Если вы проанализируете психологию изменения поведения в зависимости от сезона и различных условий, вы узнаете, что в основе этих изменений находятся клеши. Во время жаркого лета мы хотим пользоваться вентиляторами и кондиционерами воздуха, мы несколько раз в день принимаем ванну. Зимой мы не купаемся, как летом, нам не приходит мысль освободиться от своей одежды. Это выглядит совершенно естественно. Но если вы только смогли проанализировать психологию своего поведения, вы бы поняли, что это происходит не из-за зимы [или лета] . За этим стоит философия клеш. Нам не нравится, когда зимой нас пытают холодом, мы не хотим страдать от боли. Но этот [мотив поведения] находится на заднем плане, он не лежит на поверхности.
    Авидья ― это источник асмиты, раги, двеши и абхинивеши. Точно также, как семя есть причина целого дерева, авидья является источником других четырех клеш. Клеши имеют четыре стадии проявления. Они могут быть дремлющими, когда вы не можете воспринимать их. Иногда они становятся тонкими, и тогда они испытываются в мягкой форме. В рассеянном состоянии они дают начало состоянию колебания. В остальных случаях они полностью выражены. У разных людей эти различные стадии клеш наблюдаются в разное время. Обычные люди никогда не бывают свободными от клеш. За исключением великих йогинов, которые преодолели клеши, в остальных людях они легко обнаруживаются. До тех пор, пока они существуют, невозможно осознать самость. Авидья ― это прародитель всех клеш. Клеши образуют последовательность, которая составляет цельное явление. От авидьи рождается асмита, от асмиты ― рага, от раги рождается двеша, от двеши ― абхинивеша. Корневой причиной всех этих клеш является авидья, поэтому это должно быть надлежащим образом понято. Если вы в состоянии контролировать авидью, вы сможете легко контролировать и все другие клеши. Весь процесс искоренения авидьи должен начинаться с конца цепочки. Это процесс инволюции, который идет от абхинивеши к двеше, затем ― к асмите, затем ― к авидьи и, наконец, ― к видьи или просветлению.

  • Отсутствие истинного знания есть источник всякой боли и печали, независимо от того, пребывают ли они в дремлющем, ослабленном, прерванном или в полной мере активном состоянии.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Авидья, духовное неведение, создает все остальные препятствия на пути садхаки: высокомерие, желание, неприязнь, жажду жизни. Эти страдания вне зависимости от того, в каком состоянии они находятся – дремлющем, ослабленном, скрытом или в полной мере активном, являются помехами, затрудняющими путь к просветлению. Патанджали называет авидью почвой, на которой прорастают семена любого страдания.

Другие направления