Сутра 45. Протяженность самадхи

  • Грубое ведёт в тонкое, а тонкое, постепенными стадиями, — в то состояние чистого духовного бытия, которое называется Прадханой.
    Бейли
  • Тонкие объекты заканчиваются на прадхане.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Масштаб «тонкости» достигает высшей точки в «нерастворимом».
    Ганганадха
  • За исключением того, что разум не может постичь сам источник восприятия внутри нас самих, остальные объекты [даже неограниченные] постигаемы.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Сфера «тонкого» завершается в непроявленном.
    Загуменнов
  • Свойство быть «тонким» объектом имеет [своим] ограничением «отсутствие признака» [как исходное состояние первопричины].
    Островская и Рудой
  • Тонкие объекты пребывают в Безкачественности (Алинга — безкачественность, бесформие; синоним Прадханы, Первоматерии).
    Ригина
  • Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.
    Свенсон
  • Более тонкие материи исчезают в сути.
    Фальков
  • Стадии самадхи в отношении тонких объектов распространяются вплоть допракрити.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Область опыта ананда и асмита самадхи распространяется вплоть до алинги. Алинга означает последнее состояние, в котором три гуны в равном соотношении и полностью перемешаны друг с другом. Существует четыре стадии гун, и последняя называется алинга. Это стадия отсутствия признака или какой-либо характеристики, которая бы отличала ее. Первой стадией гун является особая стадия, называемая специфичной. Вторая стадия ― это прототип первой, или неспецифичная. Третья ― с признаком и четвертая ― без признака. После медитации в савитарке, нирвитарке и асампраджняте, савичаре, нирвичаре и асампраджняте, ананда асампраджняте и асмита асампрадже начинается нирбиджа самадхи. До этих пор мы обсуждали самадхи с семенем. Оно имеет особое семя, особую основу, такую, как Рама, Кришна или Шива. Если идти дальше, имеет место некий прототип, который универсален. За его пределами ― определенный признак. К вам может прийти символ, который может иметь форму Христа, креста, Шивы или АУМа, но он будет отличаться от того, что вы видели до этого. Это только признак. Ваше [содержание] сознания видится вами как некий признак. В четвертой стадии признака нет. Вы не можете сказать, где ваше сознание. Сознание есть то, что предшествует всему [остальному], поэтому четвертой стадией трех гун: саттвы, раджаса и тамаса ― является алинга.
    [Итак], в первой стадии существует комбинация саттвы, раджаса и тамаса. Во второй стадии саттва растет, а раджас и тамас становятся содействующими. В третьей стадии саттва остается одна, и в четвертой ― саттва, раджас и тамас находятся в равновесии. Когда три гуны находятся в равновесии, тогда достигается состояние алинга.

  • Тонкий уровень природы (пракрити) есть сознание. Когда сознание растворяется в природе, оно теряет признаки и становится чистым.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Исследуя тонкие частицы природы, сознание достигает своей цели, и садхака познает полное прекращение колебаний ума. Это тонкий, мельчайший разум (махат) природы (пракрити).

    Пракрити и прадхана:
    пракрити первоначальная, естественная форма чего-либо, природа; алинга, не проявленная форма
    прадхана первичная, первоначальная материя, то первое, из чего разворачивается все остальное, источник материального мира, то, что помещается спереди, нечто основное, главное (все перечисленное подвержено изменениям, в то время как душа (пуруша) неизменна)

    Самым тонким из мельчайших принципов природы является космический разум. В человеке махат преобразуется в «я», в его динамической, мельчайшей форме называемый асмитой или маленьким «я». Хотя «Я» не меняется, маленькое «я» под воздействием качеств природы вызывает в человеке изменения. Тело человека – от самой внешней оболочки, т. е. тела, до сердцевины – глубинного «Я» – состоит из частиц пракрити. Когда в результате осуществления йогических дисциплин индивидуальное «я» успокаивается, пракрити находит свое завершение и растворяется в «Я». Это и есть субъективный опыт, субъективное знание.
    Садхака обретает чистоту буддхи и ахамкары, которые являются первоисточником и одновременно вершиной природы, мула-пракрити.
    Таким образом, садхака подходит к перепутью Самореализации (см. II.19).

Другие направления