Сутра 40. Плоды медитации
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Таким образом, его осознание расширяется от бесконечно малого к бесконечно великому, и от ану (атома или пятнышка) до атмы (или духа) его знание совершенствуется.Бейли
-
Ум йога в состоянии медитации освобождается от всех помех и движется свободно от атома до бесконечности.Вивекананда (новый перевод)
-
Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незаграждённым как для атома, так и для бесконечного.Вивекананда (старый перевод)
-
Его господство простирается от крошечных атомов до самых больших величин.Ганганадха
-
Когда человек достигает этого состояния, ничто не ускользает от постижения. Разум может отследить и помочь понять простое и сложное, безграничное и бесконечно малое, осознаваемое и неосознаваемое.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Каковы последствия развития этого состояния йоги?
Механизмы такого постижения объясняются ниже. -
Его сила простирается от самого малого до величайшего.Загуменнов
-
Его могущество [распространяется на всё] — от атома до величайших [объектов].Островская и Рудой
-
Всё от атома до бесконечности подчинено ему (йогину).Ригина
-
Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.Свенсон
-
Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшей частички в бесконечность.Фальков
-
Так йог достигает владычества над всеми объектами медитации, которые простираются от мельчайшего атома до бесконечно большого.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Может быть задан вопрос, а именно: способны ли практики, описанные в предыдущих сутрах, стать началом самадхи. Ответом будет ― нет. Невозможно достичь самадхи с помощью этих практик, но каждый определенно может получить психическую и духовную силу, необходимую для более тонких стадий, [ведущих к] самадхи. Это подобно тому, как сдается второй экзамен на более высокий уровень квалификации для поступления в колледж. И так, с помощью практик различных садхан, о которых идет речь, последователь получает владычество как над мельчайшим атомом, так и над величайшей бесконечностью. Он становится господином как тончайших, так и величайших сил. Эти садханы даруют ему силу всемогущества. Описанные практики очень необходимы для того, чтобы двигаться вперед в направлении чистого восприятия тонких состояний самадхи. Точно так, как ученый переходит на более тонкую концепцию материи и энергии, йог становится способным практиковать концентрацию даже на тонкой мысли, а также бесконечности.
Всегда находятся люди, которые не в состоянии уловить тонкое значение вещей. Это происходит потому, что у них нет власти над своим умом. Практики концентрации, которые приводятся выше, могут сделать сознание очень утонченным. Ум может обращаться внутрь по вашей воле. Это справедливо в равной мере как в случае решения проблем математики или науки вообще, так и медитации.
С тренировкой можно заставить ум концентрироваться надлежащим образом. Первая психическая сила в йоге ― это достижение такого владычества. Тогда ум может быть фиксирован на любом объекте, грубом или тонком.
Можно привести интересный пример. Когда Свами Вивекананда был в США, он обычно каждый день брал в библиотеке несколько книг и на следующий день возвращал их. Библиотекарь удивлялся, как можно прочитать так много книг за один день. Однажды он захотел проверить свами, но к своему удивлению удостоверился, что тот помнит каждое слово и каждую строчку, которую читал. Вот так йог имеет контроль над мельчайшим и величайшим.
Человек может входить в самадхи, только когда он в состоянии [непосредственно] воспринимать даже идеи и мысли. Это требуется потому, что в более тонких состояниях самадхи необходимо добиваться осознавания в динамике и держаться за него. Есть состояния самадхи, в которых последователь не имеет ничего, кроме усилия по контролю, которое он предпринимает в данный момент. Это усилие должно быть взято как идея, и затем оно должно быть отброшено. Это очень трудно понять. В этом состоянии вы имеете возможность уничтожить все другие помышления, кроме намерения светимости. Это вы можете делать, если имеете власть над четырьмя процессами, которые не являются процессами сознательного мышления.
В более тонких состояниях самадхи вы получаете господство над именем, формой и объектом, который обозначен именем. Например, есть название ― корова, форма, [по которой мы судим, что это] корова, и корова как [реальный] объект. Нужно знать их отличие. Это невозможно без тренировки, потому что обычно по привычке мы склонны смешивать вместе эти три вещи в нашем понимании. Йог, который управляет своим умом, может понимать эти факторы раздельно. До тех пор, пока это не достигнуто, невозможно продвигаться в медитации. Вы должны быть в состоянии практиковать медитацию на объекте без вмешательства слова и формы. -
Искусство созерцания наделяет способностью охватить все – от малого до великого.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Используя различные методы созерцания, описанные выше, садхака учится познанию всего на свете – от мельчайших частиц до бесконечности.
Садхака не только избавляет свой ум от колебаний. Он покоряет сознание и обретает господство над своими страстями. Его сознание наделяется абсолютной чистотой, в которой рождается способность постигать самые разные объекты – от мельчайших атомов до гигантских космических тел.
Эта сутра описывает, как обычный ум преобразуется в сверхум, способный, с одной стороны, проникать в безграничные пространства космоса, а с другой – погружаться в глубины самого себя (см. I.45).
Комментарии (0)