Сутра 39. (VIII) Или медитацией на желаемом
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Мир также достигается концентрацией на самом дорогом сердцу.Бейли
-
Медитация о чём угодно, что представляется добрым.Вивекананда (новый перевод)
-
Или размышлением о чём бы то ни было, что привлекает как добро.Вивекананда (старый перевод)
-
Или с помощью медитации согласно собственным склонностям.Ганганадха
-
Любое пробуждение интереса успокаивает разум.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Зачастую исследование простых объектов (к примеру - первый крик новорожденного) может помочь успокоить ментальные возмущения. В других случаях помогает изучение более сложных объектов, типа математических гипотез.
Но такие исследования не должны подменять основную цель - постепенное повышение состояния нашего мышления от рассеянного до направленного. -
Или медитацией (дхьяна) о чём-либо, выбранном по желанию.Загуменнов
-
Или благодаря созерцанию того, что приятно.Островская и Рудой
-
или медитированием над чём угодно по своему выбору.Ригина
-
Либо, по желанию, посредством медитации (дхьяны).Свенсон
-
Или через размышление о добре.Фальков
-
Или ещё [ум может быть сделан устойчивым] путём медитации на желаемом.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Здесь дается полная свобода. И все потому, что дхьяна на объекте, который нравится, на таком, как объект поклонения, есть самый надежный путь приведения ума в устойчивое, управляемое и спокойное состояние. Какой объект берется для дхьяны несущественно. Это может быть крест или свастика, некий кумир или просто АУМ, лишь бы он был приятен (абхимата). Последователю следует выбирать тот объект, на котором он в состоянии концентрировать свой ум.
-
Или медитация, фокусом которой является любой выбранный объект, способствующий успокоению сознания.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Последний способ умиротворения сознания заключается в том, чтобы выбрать объект, способствующий медитации. Им должен стать не предмет, удовлетворяющий внешние чувства, но нечто возвышающее дух. Используя этот простой метод однонаправленного внимания, садхака постепенно овладевает искусством созерцания. Впоследствии, обретя определенную стабильность ума, он сможет использовать в качестве объекта медитации по своему желанию все что угодно.
Совершенное исполнение асаны приносит удовлетворение, и благодаря ей тоже можно обрести спокойствие и невозмутимость.
В свете этого понять настоящую сутру довольно просто: она описывает медитацию, фокусом которой является приятный для нас объект. Однако глубокий, скрытый ее смысл постичь не так просто. Описав различные методы медитации «с опорой», Патанджали подошел к разъяснению субъективной медитации. Наиболее «приятным» объектом для медитации фактически является само существование человека, ядро его существа. Патанджали наставляет нас отследить источник нашего существа – живой дух, который пронизывает все – от мельчайших частиц до гигантских космических тел. Медитация, в которой объектом является субъект, невероятно трудна.
Это последний из шести предлагаемых на выбор способов успокоения ума и сознания. Сутры I.33–39 свидетельствуют, что учение Патанджали универсально и помогает достичь духовной цели любому ищущему вне зависимости от его убеждений и занятий. (См. таблицу 4.)
Комментарии (0)