Сутра 38. (VII) Или знанием от сновидения и сна

  • Мир (постоянство читты) достигается медитацией на том знании, которое сообщают сны.
    Бейли
  • Медитация о знании, которое приходит во сне.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Или [размышлении о] знании, которое приходит во сне.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Или, когда он покоится на познаниях во время сна или глубокого сна.
    Ганганадха
  • Исследование грез и сна, а также опыт, полученный во время этих состояний, могут помочь прояснить некоторые из наших проблем.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Если мы уверены, что много знаем, мы увеличиваем риск стать самонадеянными в нашем знании. Последствия будут разрушительными. В действительности, даже наиболее привычные события не всегда нам ясны.
    Как освежает хороший ночной сон! Какое беспокойство приносят кошмарные сны!

  • Или опираясь на знание, возникающее из сновидений и глубокого сна.
    Загуменнов
  • Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
    Островская и Рудой
  • или познанием снов со сновидениями и снов без сновидений;
    Ригина
  • Либо в зависимости от знания снов и сновидений.
    Свенсон
  • Или через размышление о том, что видим во сне.
    Фальков
  • Или ещё (ум может быть сделан устойчивым), если дать ему для опоры знание, [возникающее] от сновидения или сна.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Умом можно управлять, если развить метод сознательного сновидения и сознательного сна. Сознательный сон ― это последнее состояние в практике антар мауна. Это метод сознательного просмотра сновидений, однако он опасен, и только немногим можно практиковать его. Этот процесс может принести успех, в частности тем, кто обладает [определенной] духовностью. В сознательном сновидении и сне развивается способность осознавать [сами] состояния соответственно сновидения и глубокого сна.
    Обычно у нас сновидения бессознательны. Мы их испытываем, но не являемся детелем этого процесса. Контроль над сновидением отсутствует. В методе, который рекомендуется здесь, последователь имеет возможность входить в них сознательно и управлять ими. Мы можем управлять своими намерениями путем контроля намерений на сознательном, подсознательном и бессознательном уровне. В данном процессе контролируются не только сознательные действия и интеллект, но и подсознательные действия. В течение сознательного сновидения вы не слышите что-либо извне. В сознательном сне вы продолжаете [бодрствовать], как бы читая при этом «книгу сна». В этих двух состояниях содержание сознания может быть опорой, на которой ум может концентрироваться. Этот метод предназначен только для людей, которые духовно развиты.

  • Или вспоминание и созерцание во время бодрствования и осознанности сна со сновидением и сна без сновидений.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Существует четыре плана читты: бессознательное, подсознательное, сознательное и сверхсознательное. Бессознательное – это состояние сна без сновидений (нидра). Подсознательное – это состояние сна со сновидениями (свапна). Сознательное – это бодрствующие состояние (джаграта). Сверхсознательный план читты известен как турья. Турья – это самадхи, в котором индивидуальная душа (дживатман) сливается с Универсальной Душой (Параматмой).
    Тщательно изучая сон со сновидениями и сон без сновидений, садхака учится выделять в сознании различные уровни и стремится свести их к единому состоянию.
    Перед тем как уснуть, адепту следует также размышлять о душе, дабы мысль о ней присутствовала в уме независимо от того, в каком состоянии пребывает сознание – в бодрствующем, во сне со сновидениями или во сне без сновидений. Мысль о душе способствует обретению духовного блаженства.
    В сутре III.11–12 Патанджали говорит о кшайа (убывающей) читте, шанта (спокойной) читте и удайя (нарастающей) читте. Эти состояния читты можно сравнить с состояниями свапна, нидра и джаграта. Как правило, исчезая, мысли уступают место спокойствию, а нарастая, заставляют бодрствовать. Йогин поддерживает пассивно-бдительное состояние сознания и не позволяет мыслям возникать или же стремится обуздать возникающие колебания. Это отражающее созерцание (см. III.13, таблица 13).

Другие направления