Сутра 35. (IV) Или обозреванием чувственного опыта
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Ум можно тренировать в стабильности через те формы концентрации, которые имеют отношение к чувственным восприятиям.Бейли
-
Способы сосредоточения, которые вызывают необычные чувственные восприятия, помогают и прилежанию ума.Вивекананда (новый перевод)
-
Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.Вивекананда (старый перевод)
-
Или, когда создана «объективная функция», это может принести Устойчивость Ума.Ганганадха
-
Регулярными исследованиями роли ощущений мы можем уменьшить ментальные искажения.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Зрение и слух играют существенную роль в получении информации для разума. Это двери восприятия, и мы часто являемся их рабами. Но не можем ли мы исследовать то, что является более мощным в нас, чем наши ощущения? Не можем ли мы обострить их и заставить служить нам?
-
Или же устойчивость манаса вызывается развитием высших восприятий чувственных объектов.Загуменнов
-
Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своём возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.Островская и Рудой
-
Несомненно, этими вещами порождается высшая устойчивость ума.Ригина
-
Либо умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.Свенсон
-
Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений, что делает их навязчивым.Фальков
-
Или ещё ум может быть сделан устойчивым путём введения его в активность чувственного опыта.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Эта сутра описывает дополнительную технику, которой могут следовать те, кто не в состоянии практиковать Ишвара-пранидхану и даже махабандху или пранаяму. Это действительно так, что для многих последователей трудно практиковать пранаяму вследствие отсутствия надлежащего руководства, из-за неспособности правильно питаться или когда нет надлежащей пищи. Эта сутра дает простой метод приведения ума под контроль через пробуждение [сознательности] чувственного восприятия. Здесь ум принуждается обозревать самого себя, находящегося в состоянии чувственного восприятия, т. е. восприятия посредством органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Путем «переливания» остального сознания в чувственное восприятие ум переходит под контроль. Ментальное сознание может быть, так сказать, слито в звуковое сознание путем повторения мантр, бхаджанов, киртана и т. д. Искушенная личность может найти это неинтересным. Но то, что, если делать ум сознательным к звуку и продвигаться в этом направлении глубже, можно контролировать ум, является правдой.
Это принцип нада йоги.
Ум можно также контролировать, делая его сознательным к форме через тратаку, которая есть концентрация на особенной форме [объекта]. Подобным образом выполняется концентрация и в случае осознавания тактильных ощущений или вкуса. Первое происходит, например, когда гуру касается головы ученика, который выполняет кхечари мудру. Тонкий или психический запах ощущается путем концентрации ума на кончике носа, что может использоваться для контроля ума. [Психическое] осознание вкуса развивается концентрацией на передней части языка. Концентрация на нёбе в кхечари мудре развивает [психическое] видение цвета. Психическое тактильное ощущение испытывается при концентрации на центральной части языка. Концентрация на корневой части языка развивает слышание психического звука. Все эти психические процессы становятся основой самоконтроля. Когда они развиваются, ученик начинает на них концентрироваться. В свое время его ум выходит за пределы [психических восприятий] и идет глубже. Это состояние полного ментального контроля. Все эти [методы] включают в себя действие чувств ― индрий в дхаране и пратьяхаре.
В определенных школах медитации в буддизме выполняется медитация на звуке, когда священнослужитель ударяет в барабаны. Это совершенно элементарная садхана, но для многих из нас она очень полезна. Одной из популярных садхан в Индии является бхаджан. Поющий может часами непрерывно распевать только одну строку или одно песнопение. При этом его глаза и уши остаются совершенно закрытыми для чего-то другого, кроме бхаджана. Это одна из элементарных садхан, но она важна, так как может легко привести к дхаране и дхьяне. Киртан ― также одна из простых, но тем не менее эффективных садхан. При выполнении этого [песнопения] один человек ведет, а остальные следуют за ведущим. В разных областях существуют и другие способы. Киртан может продолжаться 24 часа и более, и иногда он оказывает на участников удивительное влияние. -
Или созерцание объекта, которое помогает сохранить ровность ума и сознания.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Достичь возвышенного состояния сознания также помогает полное сосредоточение на выбранном объекте.
Постоянно созерцая какой-либо объект, мы способствуем ментальной стабильности. Полная погруженность в объект приводит к непосредственному восприятию его сути.
Эта сутра раскрывает способ развития осознанности и чувствительности разума, благодаря чему можно постичь сущность феномена природы (пракрити) и проникнуть в природу самого созерцателя (пуруша).
Комментарии (0)