Сутра 31. Другие препятствия
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Боль, отчаяние, неуместная деятельность тела и неправильное направление жизненных потоков — результаты препятствий в низшей психической природе.Бейли
-
Неспособность удержать ум в состоянии сосредоточенности сопряжена с тоской, подавленностью, дрожью в теле, неровным дыханием.Вивекананда (новый перевод)
-
Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.Вивекананда (старый перевод)
-
Боль, Раздражительность, Страх, Вдыхание и Выдыхание являются спутниками Отвлечения.Ганганадха
-
Появление всех этих препятствий выражается посредством одного или нескольких следующих симптомов: ментальный дискомфорт, негативное мышление, неспособность легко переносить различные позы тела, трудности при контроле дыхания.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Можем ли мы определить, когда эти препятствия возникают и в чем проявляются?
Любой из этих симптомов может иметь далеко идущие последствия. Следующие восемь сутр содержат рекомендации по преодолению препятствий и определению их симптомов. Эти рекомендации полезны как для глубоко верующих в Бога, так и для неверующих. -
Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдохами-выдохами.Загуменнов
-
Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным[состояниям сознания].Островская и Рудой
-
Горе, скорбь, беспокойство ума, неустойчивое положение тела нерегулярность дыхания — вот спутники рассеянности.Ригина
-
Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.Свенсон
-
Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания являются причинами отвлечения внимания.Фальков
-
Боль, угнетённость, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки ментального отвлечения.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Каждый, является ли он духовным последователем или нет, имеет склонность подвергаться воздействию [указанных выше] девяти помех с их сопутствующими признаками. Для некоторых людей эти состояния становятся совершенно естественными. Отвлечения в процессах осознавания, направленных внутрь, должны внимательно изучаться. Необходимо быть в состоянии, способном выяснить, приходит ли помеха в результате естественного процесса, или это происходит благодаря медитации и другим практикам.
К примеру, даже человек, практикующий медитацию, может быть полон сомнений, выдумок и [ошибочных] представлений. Болезнь может прийти не только как естественный процесс, но и когда происходит движение внутрь в процессе медитации. Сутра говорит нам, что если в процессе садханы имеет место боль, или ментальная угнетенность, или дрожь в теле, или неритмичное дыхание, вы можете быть уверены, что читта претерпевает состояние отвлечения.
Признаки, которые являются определенными формами отвлечения, и [помехи], которые перечислены в предыдущей сутре, [сами по себе] не являются ментальными процессами; они есть [только] их психическое проявление. Они общие как для среднего человека, так и последователя, чей ум во время медитации разворачивается внутрь. -
Печаль, отчаянье, неустойчивость тела и неравномерное дыхание также отвлекают читту.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Помимо препятствий, описанных в сутре I.30, существуют еще четыре помехи, отвлекающие сознание: печаль, отчаянье или злой нрав, тремор в теле и неравномерное, затрудненное дыхание. (Не исключено, что затрудненное дыхание создает нестабильность в теле, которая, в свою очередь, вызывает ментальные страдания.) Эти препятствия также уводят ищущего в сторону, возбуждая ум и сознание.
Перечисленные препятствия можно отнести к трем типам. Это препятствия, причиной которых является сам человек (адхьятмика), препятствия, вызванные дисбалансом элементов в организме (адхибхаутика), и препятствия, обусловленные судьбой, например унаследованные недостатки (адхидайвика). Одолеть эти преграды необходимо при помощи йогических дисциплин (см. I.6; II.3, 17, 34).
Комментарии (0)