Сутра 31. Другие препятствия

  • Боль, отчаяние, неуместная деятельность тела и неправильное направление жизненных потоков — результаты препятствий в низшей психической природе.
    Бейли
  • Неспособность удержать ум в состоянии сосредоточенности сопряжена с тоской, подавленностью, дрожью в теле, неровным дыханием.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Боль, Раздражительность, Страх, Вдыхание и Выдыхание являются спутниками Отвлечения.
    Ганганадха
  • Появление всех этих препятствий выражается посредством одного или нескольких следующих симптомов: ментальный дискомфорт, негативное мышление, неспособность легко переносить различные позы тела, трудности при контроле дыхания.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Можем ли мы определить, когда эти препятствия возникают и в чем проявляются?
    Любой из этих симптомов может иметь далеко идущие последствия. Следующие восемь сутр содержат рекомендации по преодолению препятствий и определению их симптомов. Эти рекомендации полезны как для глубоко верующих в Бога, так и для неверующих.

  • Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдохами-выдохами.
    Загуменнов
  • Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным[состояниям сознания].
    Островская и Рудой
  • Горе, скорбь, беспокойство ума, неустойчивое положение тела нерегулярность дыхания — вот спутники рассеянности.
    Ригина
  • Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.
    Свенсон
  • Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания являются причинами отвлечения внимания.
    Фальков
  • Боль, угнетённость, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки ментального отвлечения.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Каждый, является ли он духовным последователем или нет, имеет склонность подвергаться воздействию [указанных выше] девяти помех с их сопутствующими признаками. Для некоторых людей эти состояния становятся совершенно естественными. Отвлечения в процессах осознавания, направленных внутрь, должны внимательно изучаться. Необходимо быть в состоянии, способном выяснить, приходит ли помеха в результате естественного процесса, или это происходит благодаря медитации и другим практикам.
    К примеру, даже человек, практикующий медитацию, может быть полон сомнений, выдумок и [ошибочных] представлений. Болезнь может прийти не только как естественный процесс, но и когда происходит движение внутрь в процессе медитации. Сутра говорит нам, что если в процессе садханы имеет место боль, или ментальная угнетенность, или дрожь в теле, или неритмичное дыхание, вы можете быть уверены, что читта претерпевает состояние отвлечения.
    Признаки, которые являются определенными формами отвлечения, и [помехи], которые перечислены в предыдущей сутре, [сами по себе] не являются ментальными процессами; они есть [только] их психическое проявление. Они общие как для среднего человека, так и последователя, чей ум во время медитации разворачивается внутрь.

  • Печаль, отчаянье, неустойчивость тела и неравномерное дыхание также отвлекают читту.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Помимо препятствий, описанных в сутре I.30, существуют еще четыре помехи, отвлекающие сознание: печаль, отчаянье или злой нрав, тремор в теле и неравномерное, затрудненное дыхание. (Не исключено, что затрудненное дыхание создает нестабильность в теле, которая, в свою очередь, вызывает ментальные страдания.) Эти препятствия также уводят ищущего в сторону, возбуждая ум и сознание.

    Перечисленные препятствия можно отнести к трем типам. Это препятствия, причиной которых является сам человек (адхьятмика), препятствия, вызванные дисбалансом элементов в организме (адхибхаутика), и препятствия, обусловленные судьбой, например унаследованные недостатки (адхидайвика). Одолеть эти преграды необходимо при помощи йогических дисциплин (см. I.6; II.3, 17, 34).

Другие направления