Сутра 26 (27). Пратьяи все еще появляются

  • Однако из-за силы привычки ум будет отражать другие умственные впечатления и воспринимать объекты чувственного восприятия.
    Бейли
  • Мысли, мешающие этому осознанию, порождаются впечатлениями.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Мысли, являющиеся как препятствия этому, являются от впечатлений.
    Вивекананда (старый перевод)
  • В интервалах вследствие того, появляются другие понятия (пратьяя), благодаря Реакциям (самскара).
    Ганганадха
  • Могут проявиться возмущающие впечатления из прошлого, отвлекающие от цели.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Находится ли такая личность вне опасности влияния регрессии?

    Поскольку такие впечатления влияют на наши действия, регрессия, как это ни маловероятно, все же возможна.

  • Вследствие самскар в его «интервалах» [возникают] ныне идеи-импульсы(пратьяя).
    Загуменнов
  • В нём иногда [проявляются] другие содержания, [порождённые] формирующими факторами.
    Островская и Рудой
  • [Но] из-за впечатлений, [возникающих] в промежутках между этим [погружением в Кайвалью] [возникают] мысли.
    Ригина
  • В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений).
    Свенсон
  • Препятствие к этому возникают из-за впечатлений.
    Фальков
  • Между состояниями различения (вивеки) благодаря прошлым отпечаткам появляются другие пратьяи.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    После того, как йог достигает состояние вивекакхьяти, происходит так, что он не может поддерживать состояние неколеблющегося сознания вивеки, потому что за расслаблением напряжения следует вмешательство пратьяи. Даже после того, как ум станет полным вайрагьи и, покидая сферу пракрити, он начнет притягиваться в направлении состояния кайвальи, существуют промежуточные стадии, когда он возвращается обратно в те состояния, откуда он переходил на план нирбиджа самадхи.
    Это происходит из-за следов неведения (авидья клеши), представляющих собой не что иное, как следы прошлых самскар, которые пробиваются сквозь состояние вивеки. Здесь пратьяя олицетворяет последний след, который остался после полного прокаливания [семян] кармы и самскар. Это состояние непостоянно. Оно только [время от времени] вмешивается в течение вивеки. Когда йог устанавливается в высшей форме медитации, перед тем, как он достигает точки конечного опыта, эта медитация, хотя и в слабой степени, и только иногда, но все же нарушается. Но этот период [медитации] не переводит его на более низкую стадию. В течение этого периода последователь твердо устанавливается на высшей стадии. Точно также, как во время ночного сна могут быть короткие периоды, когда мы находимся в бодрствующем или полубодрствующем состоянии, похожим образом происходит в случае, когда ум привлекается в направлении кайвальи: [последние] следы отпечатков пробиваются сквозь вивеку, но вивека снова продолжается. Здесь не должно быть неправильного понимания по поводу этого момента. Некоторым людям кажется, что когда йог окончательно достигает конечное состояние, он не в состоянии смотреть назад, он полностью поглощен. В действительности же это не так. тех пор, пока семена присутствуют, они дают начало вьютхане от состояния вивеки. Но это не создает каких-либо [серьезных] помех, так как семена [самскар] прокалены, т. е. почти сожжены.

  • Невзирая на движение вперед, если в момент паузы появляется небрежность, прошлые скрытые впечатления активизируются, и возникает щель, которая разделяет сознание и созерцателя.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Прошлые впечатления способны создать брешь, проявляющуюся в форме интеллектуальной гордыни или иных модальностей и настроений мысли. Это, в свою очередь, будоражит сознание и нарушает гармонию и спокойствие единства с чистым «я» (атмабхава).

    Эта сутра указывает на способ борьбы со старыми впечатлениями, которые могут оказать воздействие на сознание и пробить в нем брешь.
    Патанджали предостерегает, что даже для высшего разума в промежуточном состоянии подсознательные самскары могут всплывать на поверхность и вызывать колебания в сознании.
    Йогинам, которые стремятся получить освобождение от соблазнов мирской жизни, Патанджали советует неизменно быть начеку. Постоянная бдительность помогает преодолеть старые привычки, которые заставляют сознание колебаться между стремлением к совершенству и действительным совершенством.
    Непрерывная практика йоги безо всяких условий устраняет бреши в сознании и душит в корне сомнения и предрассудки, на смену которым приходит чистая мудрость.
    (Сознание развитых душ описывается в сутре I.18, где речь идет о том, как йогин находится на пороге между сабиджа и нирбиджа самадхи.)
    Бог Кришна говорит (Бхагават-гита, II.59), что врожденное желание дает о себе знать даже самым суровым отшельникам. Только видение Высшего навсегда искореняет эти пороки. Именно с этого момента и впредь ни одно желание, ни одно искушение не способно угрожать равновесию и добродетели йогина.
    (См. I.50; III.55–56.)

Другие направления