Сутра 25 (26). Направление к кайвалье

  • Тогда ум стремится к распознаванию и возрастающему просветлению, как к истинной природе единого Я.
    Бейли
  • Дальнейшим различением ум приходит к первоначальному состоянию кайвальи, отъединенности.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Тогда устремлённое к распознаванию сознание достигает предшествующего состояния Кайвалья [разобщения].
    Вивекананда (старый перевод)
  • Тогда Ум становится склонным к правильному различению (умению различать, проницательности) и начинает тяготеть к Уединению.
    Ганганадха
  • И их ясность оставляет им только одну заботу — достичь состояния свободы.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Тогда ум «углубляется» до различения (вивека) и тяготеет к освобождению(кайвалья).
    Загуменнов
  • Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению.
    Островская и Рудой
  • Владеющее этим несомненно «различающим» знанием сознание безмятежно и тяготеет к Кайвалье.
    Ригина
  • Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
    Свенсон
  • И тогда устремлённое к распознанию сознание возвращается к прежней свободе.
    Фальков
  • Затем ум по настоящему склоняется к различению и направляется к кайвалье.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Когда йог осознает, что даже ритамбхары и атма бхавы ― осознания высшей точки самости ― не достаточно для осознания абсолюта и когда он тверд в намерении отбросить даже высшие стороны ментальных факторов, тогда в нем развивается особое подсознательное чувство отречения от блаженства и знания, которое рождается на более высоком плане атмана. Когда он достигает совершенного состояния самадхи, тогда он забывает все о себе и своем окружении, но в то же время он способен обозревать весь спектр сознания, за пределы которого он вышел. В это время перед ним предстает весь его путь от самой низшей точки до высшей духовной точки, и он помнит весь духовный опыт, который он имел с начала своей духовной жизни. Тогда он становится способным создать чувство различения между опытом различных измерений. Тогда он осознает, что весь этот опыт, включая медитацию и даже блаженство, является относительным, а не абсолютным. [В писаниях] говорится, что, хотя блаженство и джняна, порождаемые высшим сознанием, неизменны и постоянны, но на протяжении многих рождений в течение периодов садхаменяется качество опыта. Не абсолютны даже качество транса, сознание самости и высшее знание. Так, последователь чувствует, что необходимо выйти за пределы этого опыта, потому что он недостаточен. Это особый опыт, когда вы садитесь и пересматриваете свою жизнь обратно. Вы не вспоминаете, как развивалось ваше физическое тело. Вы просто вспоминаете одно: как вы прогрессировали в материальном, образовательном, социальном и политическом плане. Вы просто выбираете из этого что-то одно и начинаете думать. Когда ум развернется внутрь, вы увидите всю последовательность в целом. Вы сможете просто испытывать это на опыте. Однако, если вы сравните последний опыт с первым, вы всегда можете видеть различие. Затем вы видите [различные] аспекты в их развитии. После этого вы можете выйти за пределы всего пути, [проделанного] в ментальной сфере.
    Тогда вы приходите к пониманию того, что весь этот опыт был на плане пракрити. Это определенная точка [эволюции] пракрити. Пока эта точка не достигнута, весь этот опыт и даже последний из них происходит внутри области пракрити. Это план ментального сознания, чувственного сознания. Он включает в себя и сверхментальное сознание, такое, как видение тонких потоков и телепатических вибраций, ясновидение, яснослышание и т.д. Все это в целом формирует непрерывный процесс, начинающийся с более грубого плана и опускающийся на более глубокие планы.
    Здесь ум посредством различительного анализа склоняется к вивеке и видит все, происходившее в прошлом в целом ― с «высоты птичьего полета». Стремиться в направлении кайвальи это предрасположенность сознания.
    Она описывается прекрасным словом кайвалья-прагбхарам.
    Мы знаем из физики, что все притягивается к центру земли и, таким образом, мы обладаем тяжестью или весом. Точно так же в течение заключительных стадий садханы ум тянется в направлении центра притяжения, которым является кайвалья. Таким образом, когда все лишние представители сознания удаляются, пуруша становится наполненным абсолютным сознанием и некая сила или тяга притягивает его к состоянию кайвальи.

  • И тогда сознание под действием силы притяжения собственного высокого разума, неодолимо притягивается созерцателем – душой.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Когда высокий разум зажигается, сознание озаряется, освобождается и приобретает оттенок божественности (читта шуддхи). Благодаря божественному свету высокий разум читты словно магнитом притягивает ее к источнику: целостному созерцателю – единственному, свободному и совершенному.
    Прежде чем перейти в состояние высокого разума, сознание более тяготеет к удовольствиям этого мира. Когда же разум освобождается от сомнений и предрассудков, сознание притягивается абсолютным созерцателем.
    Подобно земледельцу, который, регулируя поток воды, строит дамбы между полями, высокий разум сооружает дамбу для сознания, чтобы оно не обратило свой взор обратно к миру и двигалось к полному единению с божественным созерцателем. Это кайвалья – существование, исполненное свободы и блаженства. Такой йогин становится царем среди людей.
    Здесь я бы хотел привлечь внимание читателя к слову «притяжение». Оно используется несмотря на то, что во времена Патанджали явление гравитации еще не было открыто. Как мы видим, Патанджали предвосхитил развитие западной научной мысли.
    (См. I.49; II.25–26; III.55; IV.29.)

Другие направления