Сутра 27 (28). Их удаление

  • Эти отражения имеют природу помех, и метод их преодоления — тот же самый.
    Бейли
  • Преодолеть впечатления можно теми способами, которые используются для освобождения от невежества, эгоизма и прочего.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как сказано раньше.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Их разрушение было описано, как близкое к разрушению Препятствий(клеш).
    Ганганадха
  • Никогда нельзя мириться даже с незначительными ошибками, поскольку они так же вредны, как и пять препятствий.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Даже в таком состоянии помощь от наставника, который видит нас насквозь, неоценима. В первой главе (сутра 1-30) деградация рассматривается как одна из помех прогрессу, такая же серьезная, как болезнь и сомнения.

  • Их устранение — подобно [устранению] клеш, описанному ранее.
    Загуменнов
  • Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.
    Островская и Рудой
  • Об устранении их уже было сказано [когда говорилось об устранении пяти видов страданий].
    Ригина
  • Устранение санскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
    Свенсон
  • А способ разрушения следует из их качеств.
    Фальков
  • Предписывается удаление этих [пратьяй], подобно разрушению клеш.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Процесс возобновления предшествующего сознания должен быть полностью остановлен. Это делается путем удаления пратьяй, появляющихся благодаря следам личности, так же, как удаляются клеши. Клеши удаляются благодаря пониманию их природы и их отношения к карме. Пратьяи в самадхи возникают также благодаря прошлой карме и ее отпечаткам. Отпечатки коренятся в клешах, а клеши [в ю очередь] ― в авидьи. Именно так пратьяи должны быть отслежены назад к их корню.
    Когда авидья удаляется, клеши исчезают, развивается сила различения, но наряду с этим благодаря прошлым отпечаткам появляются сознательные пратьяи. Точно так же, как удаляются клеши через медитацию (дхьяну) и придание состоянию вивекакхьяти большей стабильности, подобным образом могут быть удалены пратьяи, [появляющиеся] в течение вивекакхьяти, через придание состоянию вивекакхьяти прочной устойчивости и непоколебимости.

  • Подобно тому как садхака стремится избавиться от страданий, йогин должен отнестись к скрытым впечатлениям с благоразумием, ибо только так он сможет погасить их.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Пробел между сознанием и созерцателем может породить дисгармонию и беспокойство. Огонь не горит без топлива. Поэтому, дабы созерцатель и сознание могли пребывать в гармонии, йогину следует удалить скрытые впечатления из сознания и погасить их.

    Йогин может погасить беспокойство, отнесшись к йогическим дисциплинам с удвоенной верой, энергией и решимостью. Подобно тому как садхака стремится избавиться от страданий, связанных с авидьей, асмитой, рагой, двешей и абхинивешей, так и пробужденный йогин посредством практики должен устранить пробел в сознании.
    В сутре IV.27 Патанджали предупреждает, что подсознательные впечатления способны выбиться на поверхность в виде интеллектуальной гордыни, которая подрывает движение к единству с божественным созерцателем. Обжаренные семена не прорастают. Поэтому огонь мудрости должен выжечь впечатления и стремления, убивая тем самым их силу, порождающую беспокоящие мысли. Так сознание навеки утвердится в своем единстве с созерцателем.