Сутра 21 (22). Знание его собственной природы
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Когда духовный разум, стоящий одиноко и освобождённый от объектов,отражает себя в умственной материи, тогда приходит осведомлённость о Я.Бейли
-
Суть знания [пуруша] неизменна, и ум, принимая соответствующую форму,приобщается к знанию.Вивекананда (новый перевод)
-
Так как сущность знания [Пуруша] неизменяема, то, когда мысль принимает её форму, она становится сознательной.Вивекананда (старый перевод)
-
Неизменная Душа обладает пониманием (постижением) своего собственного познания, когда Ум принимает его форму.Ганганадха
-
Когда разум не связан с внешними объектами и не соотносит внешнюю форму с Воспринимающим, тогда он сам принимает форму Воспринимающего.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Ограничена ли роль разума только помощью в видении внешних объектов?
Когда внешних стимулов и интереса к экстраполяции нет, в разуме отсутствуют связанные с ними впечатления. Тогда разум пребывает в полном контакте с Воспринимающим и идентичен ему. Тогда возможно познание Воспринимающего. Это познание не разумом. Оно имеет отношение к концепции свободы, изложенной в сутре 3-55. Предполагается, что инертность, являющаяся причиной сна, не действует.
-
Неизменяющееся сознание [чити] осознаёт относящийся к нему буддхи[свабуддхи], [как бы] поднимая его форму (акара).Загуменнов
-
Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познаёт свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.Островская и Рудой
-
Сознание неизменно, но его признают за свой собственный разум из-за ложного отождествления [сознания с разумом, Читты с Буддхи].Ригина
-
Сознание познаёт свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.Свенсон
-
Мысль становится сознательной, когда неизменный дух принимает форму.Фальков
-
Знание своей собственной природы достигает совершенства через самопознание, когда сознание принимает ту форму, в которой оно не переходит от одной стадии к другой.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Познание посредством читты зависит от различных уровней сознания, потому что сознание принимает ту особую форму буддхи, через которую следует ум. Когда сознание принимает ту пратьяю, в которой опыт уже не переходит от одного уровня к другому, поскольку ментальное средство [для этого] отсутствует, тогда имеет место самопознание, в результате которого получается знание своей собственной природы.
Здесь происходит связь с состоянием пуруши, называемым сварупа вастханам. Это состояние вступает в силу, когда читта принимает пратьяю, которая есть продукт ритамбары и где опыт уже не меняется. Пока медитация происходит в области ума, опыт продолжает меняться. Там есть пратисанкрам. Этот опыт продолжает меняться. Когда развертывается ментальное осознание, т.е. оно становится тоньше и тоньше, опыт также продолжает изменяться.
Ум неустойчив, он все еще развивается и изменяется. Постоянно изменяется психическая и физиологическая структура ума. В медитации внутренняя структура ума подвержена громадному изменению.
Медитация не является заключительным опытом, поскольку происходят постоянные изменения. В последней стадии читта имеет постоянную, не меняющуюся пратьяю; здесь не может быть уже никаких изменений. Это состояние самадхи, где процесс опыта останавливается, [поскольку для него уже] нет никакой возможности выхода за пределы, ограничивающие читту. После этого видящий достигает своей собственной формы. В начальных [стадиях] могут быть различные формы, такие, как шивалинга или АУМ, но в конечной стадии имеется только одна форма, которая не меняется. Эта [стадия] называется тадакарапатти и принадлежит к последней категории самадхи. Эта конечная стадия описывается в упанишадах и Бхагавадгите. Это состояние чистого сознания, которое имеет атрибуты сат, чит, ананда. Оно дает однородный опыт, который не ограничен умом. Это [состояние] приходит, когда вы выходите за пределы ограений читты и устанавливаете себя в неколеблющемся, чистом сознании, которое абсолютно однородно и неподвижно. В этом состоянии обретается свабуддхи самведанам, т. е. полное знание своего собственного ума. Познание тела, чувств и ума полностью останавливается, и имеет место только неменяющееся познание сварупы, т. е. своей собственной формы. Знание буддхи есть знание вашей внутренней природы. Здесь буддхи не означает интеллект или ум. Он означает осознание. В йоге буддхи означает интеллект как высшее осознание.
В Гите говорится, что высшая реальность находится за пределами буддхи или самосознания. Слово буддхи используется в этой ре для этого состояния высшего осознания. Оно бывает, когда вы не функционируете через ум, а используете в качестве средства высшее осознание. Как раз, когда уровень сознания прекращает колебаться, появляется простое, неменяющееся осознание своей собственной внутренней природы. Тогда это есть самопознание или высшее знание самости. -
Когда сознание отражает и распознает свой источник – неизменного созерцателя, оно само разграничивает свое знание и разум. Тогда же оно принимает форму созерцателя.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Приобретая чистое сознание, мы постигаем неизменного созерцателя, который покоится в своем собственном разуме.
Когда сознание избавляется от колебаний, его чистая природа всплывает на поверхность, чтобы познать самое себя. Как было сказано в комментарии к сутре IV.21, сознание имеет две ипостаси. Одна – чистая, божественная и неизменная, вторая – переменчивая, временная и проявленная. Сознание не излучает собственный свет, но служит посредником между созерцателем и зримым объектом. В силу невежества сознание не понимает, что оно взяло на себя роль созерцателя. Однако созерцатель знает о движениях сознания.
Когда сознание в одной своей ипостаси прекращает свое существование, завершается его контакт с внешним миром и приостанавливается процесс накапливания впечатлений. Сознание в другой своей ипостаси притягивается созерцателем, и они оба становятся тождественны друг другу. Разум и сознание сливаются в своей обители – атмане, и душа остается один на один с самой собой.
Грязное зеркало замутняет отражение, чистое зеркало дает четкое изображение объектов. Озаренное сознание приобретает чистоту и отражает объекты такими, какие они есть. Отражающий называется бимба-пратибимба вада, или проявление двойного отражения. Здесь нет разницы между изначальным объектом и отраженным образом. Душа отражает душу. Это – осуществление йоги. Читта воспринимается как единое целое с созерцателем. Это свабуддхи самведанам – интуитивное постижение внутреннего голоса.
Простой пример того, как сознание воспринимает абсолютную форму и качество наблюдаемого объекта, – это когда мы как завороженные смотрим на пляшущие языки пламени, когда нас поглощает вид морских волн или игра ветра в кронах деревьев. Мы полностью погружаемся в созерцание, и ни мысли, ни скука не отвлекают нас. Нам кажется, будто мы сами превратились в бесконечные волны, в мерцающие огни, в подвластные воле ветра деревья.
Комментарии (0)