Сутра 14. Сущность объекта

  • Проявление вещественной формы происходит по причине однонаправленности производящей следствие причины [совмещения видоизменений читты или умственной материи].
    Бейли
  • Единство всего сущего проистекает из единства изменений.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя существуют три вещества, но, так как их изменения находятся во взаимной зависимости,то все предметы имеют единство.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От единства модификации (паринама) вытекает единство вещи (васту-тат-тва).
    Ганганадха
  • Текущие характеристики субстанции в действительности определяются соотношением трёх качеств в конкретный момент времени.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Изменение является непрерывным процессом, основанным на многих факторах (сутры 3-9...3-12).
    Требуемое изменение в объекте и в разуме может быть достигнуто знанием возможных комбинаций этих трех свойств и того, что на них может повлиять.

  • Вследствие единства в изменениях — единство вещей.
    Загуменнов
  • Самоотождественность объекта [обусловлена] единообразием изменений.
    Островская и Рудой
  • Реальность объектов и вещей ([определяется] единством [всех] превращений.
    Ригина
  • Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
    Свенсон
  • Единство видоизменений приводит мыслей.
    Фальков
  • Объект обладает сущностью благодаря уникальности преобразования гун.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Гуны подвержены процессу преобразования, и это преобразование обладает особенностью и уникальностью. Ментальное восприятие в обычной жизни происходит благодаря уникальности преобразования трех гун. Три гуны, которые являются частью пракрити, испытывают преобразование от авьякты к вьякте ― от неявного к явному. Три гуны не только производят материю, управляют ей, но и делают [вещи] отличающимися друг от друга. Гуны создают органические, неорганические, физические, ментальные, психические, а также астральные сферы [проявления] вселенной.
    Очень трудно создать [точную] метафизическую концепцию; для этого необходимо обладать знанием трех гун. Это [преобразование гун] ― такой тонкий процесс, внутри которого создается структура времени и пространства. Естественно, Патанджали принимает уникальность преобразования гун.
    Благодаря уникальности преобразования возникают различные комбинации гун, вследствие чего результатом являются различные объекты, грубые, а также и тонкие. Это абсолютно уникальное преобразование.
    Благодаря этой уникальности преобразования объект обладает реальностью как неотъемлемым [качеством] трех гун.

  • Принцип изменчивости времени, существующий за счет постоянных качеств природы – саттвы, раджаса и тамаса, приводит к изменениям в объектах. Однако специфическая суть, или реальность, объектов остается неизменной.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Саттва, раджас и тамас (пракаша, крийя и стхити) гармонично перетекают друг в друга как в природе вообще, так и в каждом индивидууме в отдельности. Этим объясняется, почему объекты предстают каждому из нас по-разному. В зависимости от того, какие гуны преобладают в том или ином сознании, объект воспринимается по-разному, не меняя при этом своей сути.

    Йогин постигает гармоничное сочетание природы с ее же качествами – гунами и приходит к пониманию их изменчивости, оставаясь при этом в стороне от них. Это помогает ему пребывать в самой сути объекта созерцания, которая не связана временем и неподвластна качествам природы. Этот объект суть неизменный созерцатель, или душа. Созерцатель не подвластен времени, но ум связан им.
    Эта сутра – очень хороший проводник. В своей практике асан и пранаямы мы субъекты, исполнители. Различные асаны и пранаямы являются объектами, которые мы пытаемся в точности постичь и осознать, чтобы понять их принцип и суть. В силу аккумулированных желаний и впечатлений, наш способ мышления, видения и чувствования меняется. Если мы научимся внимательно наблюдать и запоминать принципы каждой позы и дыхательной практики, мы сможем ухватить их истинную суть.
    Реальность одна, и мы должны пережить ее в ее истинности, исключающей какие-либо различия. Если она кажется изменчивой, это происходит потому, что наш ум и ощущения нестабильны и это мешает нам увидеть истину. Когда ум и сознание очищаются, и субъект, и объект сохраняют и отражают свою истинную сущность.
    Когда Патанджали говорит о том, что совершенное исполнение асан устраняет двойственность (II.48), он подразумевает, что суть объекта не меняется: субъект и объект сливаются воедино, и различия между ними, таким образом, не возникают. То же самое происходит и при практике пранаямы: покров, скрывающий ум, совлекается, и субъект и объект обнаруживают свою истинную сущность. Это положение в равной степени применимо и ко всем остальным объектам.
    (См. 2.18–19.)

Другие направления