Сутра 15. Теория восприятия

  • Эти два, сознание и форма, отличны и отдельны; и хотя формы могут быть похожими, сознание может функционировать на различающихся уровнях бытия.
    Бейли
  • Один и тот же объект может быть по разному воспринят и вызвать разные желания, из чего следует, что природа ума и природа объекта различны между собой.
    Вивекананда (новый перевод)
  • При тождественности предметов восприятие и желание различаются, смотря по различию сознаний.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Чем больше существует различие в познании, даже когда объект [познан]такое же, причина двух (Познание и Объект) должна быть разной.
    Ганганадха
  • Характеристики объекта проявляются по разному в зависимости от различных ментальных состояний наблюдателя.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Но являются ли характеристики, воспринимаемые отдельным наблюдателем, реальными?

     

  • [Хотя] вещь [сама по себе] одна и та же, вследствие различия умов — различны способы их восприятия [этой вещи].
    Загуменнов
  • При самотождественности объекта [содержание воспринимающих его] сознаний различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к разным сферам.
    Островская и Рудой
  • Объект [может быть] одним и тем же, но его отражение в сознании отличается, так как природа обоих [объектов и их отражений в сознании] различна.
    Ригина
  • Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
    Свенсон
  • При тождественности условий желания различаются в зависимости от уровня интеллекта.
    Фальков
  • Вследствие самотождественности объекта и отличия [состояний] ума их пути [существования] раздельны.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Эта сутра объясняет йогическую теорию восприятия. Даже если объект один, его восприятие отличается в соответствии с различием читты. Один и тот же объект в различное время воспринимается по-разному из-за различия в ментальном состоянии или инструменте познания. Объект может быть один, но во времени выглядит различным образом, благодаря различию в степени познавательной способности.
    Это особое различие в последовательности [состояний] читты ответственно за различие в восприятии.

  • В силу того что содержание ума по своему характеру противоречиво и неоднородно, каждый видит один и тот же объект по-своему, в соответствии с собственным способом мышления.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Объект (природа, или пракрити) так же реален, как и субъект (пуруша). И хотя реальность природы и объекта остается неизменной, восприятие ее неодинаково и определяется разницей в развитии сознания каждого человека.

    Здесь сознание суть воспринимающий, а воспринимаемый объект становится тем объектом, который нужно познать. Из-за колеса времени природа и ее качества, а также сознание как субъект восприятия в каждом человеке развиваются по-разному. И хотя каждый субъект видит объект по-своему, последний остается неизменным. Например, один и тот же мужчина или одна и та же женщина могут дарить счастье своим возлюбленным, но причинять боль соперникам.
    Он или она могут быть объектами равнодушия со стороны аскета и не представлять никакого интереса для отшельника. Таким образом, объект не меняется, но восприятие его субъектом задается тем или иным взаимодействием различных гун.
    В практике асан и пранаямы в силу различий в конституции и способов мышления, техники и последовательности могут варьироваться. Но суть их никогда не меняется.
    В тот момент, когда сознание освобождается от загрязненности и очищается, асаны и пранаямы раскрывают свою сущность. При достижении идеального равновесия реальность субъекта и объекта обнаруживается в своей самой чистой и самой истинной форме.
    В момент, когда йогин осознает, что воспринимающий в форме сознания не есть истинный воспринимающий, но всего лишь инструмент своего господина – созерцателя, или пуруши, – сознание начинает избавляться от колебаний и от своей внешней формы – эго, и растворяется в едином неколеблющемся сознании. Это, в свою очередь, позволяет единому сознанию влиться в созерцателя, а созерцателю – сиять в свете души. Это – атма джняна, ведущая к Брахма джняне. (См. I.41–43.)

Другие направления