Сутра 10. Источник васан
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Желание жить является вечным, и эти созданные умом формы не имеют известного начала.Бейли
-
Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала.Вивекананда (новый перевод)
-
Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала.Вивекананда (старый перевод)
-
Кроме того, они не имеют начала, поскольку стремление вечно длящееся.Ганганадха
-
Во все времена и во всех людях существует сильное желание бессмертия. Поэтому эти впечатления не могут быть приписаны какому-то конкретному времени.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Что является источником неприятных впечатлений, которые постоянно на нас воздействуют?
Таково состояние дел, одно из странных, но вечно существующих желаний: все живые существа желают жить вечно. Даже находящиеся на пороге смерти каждый день подвержены этому желанию. Это то, что во всех присутствует как инстинкт самосохранения.
-
И они безначальны вследствие вечности жажды [жизни].Загуменнов
-
И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.Островская и Рудой
-
Из-за вечности желаний безначальным является и все это (стремления,впечатления и т.п.).Ригина
-
Они (санскары) не имеют начала, ибо желание жить — вечно.Свенсон
-
У них нет начала, поскольку вечна жажда счастья.Фальков
-
У них нет начала и желание жить вечно.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
В соответствии с законом причины и следствия ум обычных людей имеет связь [от рождения к рождению], и поэтому существует непрерывность [в отношении] памяти и отпечатков. Эта сутра описывает источник васан. Процесс накопления отпечатков не имеет начала. Он бесконечен, поэтому васаны называются анади. Отпечатки представляют собой скрытую потенциальность желаний. Всегда, когда складываются соответствующие обстоятельства, они являются в форме желания.
Васаны формируют часть причинного или тонкого тела. Обычно предполагается, что они означают подсознательные желания, но в йоге васанаозначает скрытую потенциальность, которая дает начало кармам. Причинное тело также называется васанадеха, потому что васаны составляют его часть. Безначальность васан подтверждается бесконечностью воли к жизни. Воля к жизни обнаруживается в человеческих существах, так же, как и во всех других живых существах, с рождения. Нет твари, которая была бы свободна от воли к жизни. Следовательно, васаны также являются безначальными.
Васаны обнаруживаются в тонких структурах этого [человеческого] тела и даже в космическом уме, который подвергается различным видоизменениям. Существует определенный поток сознания, проявлением которого является индивидуальная сила воли. Этот поток также присутствует во всех существах. Когда йог в состоянии развить нирмана читту, это есть проявление этого универсального потока, присутствующего в нем. Это божественный ум.
Он очень часто используется вдохновенными мыслителями как на Востоке, так и на Западе. Кроме космического ума и более низкого индивидуального ума существует третий ум, который называется божественным умом. Нирманакайя читта есть микрокосмическое проявление развертывания этого высшего ума. -
Впечатления, воспоминания и желания существуют вечно, как вечно желание жить.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Впечатления и желания подобны вселенной – они вечны. Они существовали с незапамятных времен. Тот, кто уничтожает семена порока, тот, чьи желания прекращаются, выходит за пределы неустойчивости вселенной.
Никому не ведомо, что есть первопричина, абсолют – то вечное, что существовало всегда. Никому не ведомо, откуда берет свое начало мир. Пуруша и пракрити, дух и материя, предшествовали человеку. Человек же изначально был наделен сознанием, разумом, умом, восприятием, органами действия и телом. Одновременно с этим его тело обрело характеристики (гуны) природы – свет (саттва), действие (раджас) и инерцию (тамас). Обосновавшись на колесе времени, которое вращают гуны, человек начал жить в соответствии с этими тремя фундаментальными, взаимосвязанными качествами. Рожденный с чистым сердцем, он попал в ловушку природы и стал жертвой полярных тенденций – удовольствия и боли, добра и зла, любви и ненависти, вечного и преходящего. Так в нем укоренились желания и стереотипные представления (самскары). Поэтому в сутре сказано, что желания существовали с незапамятных времен.
Пойманный в ловушку противоположностей, человек ощутил необходимость в божественном – в некой силе, которая бы выходила за пределы страданий, действий и их последствий и была бы свободна от переживаний радости и горя. Эта необходимость вывела человека на путь поиска высокого идеала, воплощенного в пуруше, Господе. Благодаря этому поиску появилась культура, а затем и цивилизация. Человек научился отличать хорошее от плохого, добродетель от порока, видеть разницу между преходящим и вечным. Так была открыта йога.
Благодаря йогической садхане желания, существовавшие с начала времен, умирают, открывая нам врата к кайвалье.
В сутре 2.12 Патанджали поясняет, что причина действия – это скрытое аккумулированное впечатление наших прошлых поступков. В этой главе он говорит о чистых действиях, которые не оставляют впечатлений.
Природа читты суть безмятежность, санта читта. Не позволяя возникать колебаниям ума (вьютханна читта), садхака, естественно, не испытывает необходимости в их обуздании, ниродха читте. Вьютханна читта (блуждающий ум) и ниродха читта (обуздывающее сознание) очищаются санта читтой, и садхака пребывает в состоянии спокойствия, делая то, что должен делать. Его действия чисты, их исход тоже чист.
Незнание пробуждает печали и радости, которые усиливаются в зависимости от внешней среды. Если их не сдерживать, врата к кайвалье могут остаться закрытыми навсегда. Но благодаря йоге можно разбить цепи желания. Практикуя йогу, мы свободны от желаний. Преданная длительная практика останавливает колесо желаний, и тогда мы пребываем в состоянии уравновешенности и покоя.
(См. I.35; II.1, 9; III.51.)
Комментарии (0)