Сутра 16. Более высокая форма вайрагьи
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека при освобождении от качеств или гун.Бейли
-
Полное освобождение от привязанностей связано с отрешённостью даже от определённых свойств и исходит из знания истинной природы Пуруши.Вивекананда (новый перевод)
-
Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает Пурушу [настоящую природу его].Вивекананда (старый перевод)
-
Когда от знания Души возникает «свобода от желаний» (безразличие) к самим Свойствам — это высшее Бесстрастие.Ганганадха
-
Когда индивидуум достиг полного понимания своей истинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Отрешенность развивается по мере самопознания. Неизбежное желание отступить не сможет быть подавлено навсегда. И поскольку оно существует, оно, безусловно, вновь выйдет на поверхность.
-
Свобода от жажды гун достигаемая посредством постижения пуруши, есть высшее бесстрастие.Загуменнов
-
Оно — высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.Островская и Рудой
-
Этот высочайший, называемый Пуруша, не испытывает жажды (желаний) к качествам объектов.Ригина
-
Это высшее [отсутствие желаний] отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.Свенсон
-
Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает всё, даже саму природу желания [Гуны].Фальков
-
Та есть высшая, в которой существует свобода от желания гун по причине знания Пуруши.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Существует две разновидности вайрагьи: одно состояние ― более низкое и второе ― более высокое. В более низкой форме последователь выходит за пределы привязанности к чувственным объектам, но ее тонкая форма все еще остается. Это также объясняется в Бхагавадгите. Более низкая форма вайрагьи включает процесс сдерживания в том смысле, что есть распознавание [состояния лечения] и управление этим состоянием посредством развития религиозного сознания и сатсанга.
Существует сознательный контроль со стороны ума, так что желания и страсти контролируются. Паравайрагья же включает не только отказ от наслаждений, но и преодоление укорененной склонности к наслаждению. Из более низкой вайрагьи существует возможность возврата назад, но когда вы достигаете паравайрагьи, желания и страсти уже не возвращаются к жизни. Паравайрагья характеризуется отсутствием желания
Не существует желания ни удовольствия, ни наслаждения, ни знания, ни даже глубокого сна. Это происходит, когда достигнуто знание действительной природы пуруши. В медитации или самадхи духовный последователь осознает пурушу в самом себе. Происходит прямое интуитивное постижение пуруши, что дает начало паравайрагьи. Последователь преодолевает всякую притягательность и остается непоколебимым, даже когда ему предлагаются все удовольствия мира. В Катхоупанишаде есть история, которая описывает, как некто Натчикета, преисполненный желанием узнать, что происходит с душой после смерти, отбросил все мирские удовольствия, которые ему предлагал Яма ― бог смерти. В конечном итоге он получил истинное знание, доказав самому себе, что готов ради получения высшего знания отказаться от всех мирских удовольствий.
Паравайрагья ― это состояние, которое не может быть достигнуто с помощью чтения книг, через сатсанг или духовную практику. Оно приходит когда происходит интуитивное прямое постижение пуруши.
Мы должны ясно понимать, что означает пуруша кхьятех. Слово «пуруша» составлено из двух слов: «пури», что означает «город» и «ша», что значит «сон». С точки зрения философии считается, что наше физическое тело ― это город, имеющий девять ворот. Считается, что ментальное тело есть город, в котором четверо ворот. Имеется также третье тело, называемое праническим. Полагается, что осознавание мира является функцией пранического тела. Пуруша есть ничто иное, как сознание, которое не проявлено в теле и действует. Когда пуруша вступает в отношение с пракрити, это есть начало вселенной. Пракрити состоит из пяти первичных элементов (панчбхута), пяти карминдрий, пяти гьяниндрий, четырех функций ума, пяти пран, трех тел и пяти объектов чувственного довольствия. Согласно философии санкхья, все они вместе формируют основополагающие таттвы. Они являются составляющими пракрити.
В соответствии с санкхьей, вселенная начинает свое существование с началом отношения пуруши и пракрити. Согласно йоге, пуруша есть сознание, которое лишено того, что содержится в уме. Оно свободно от какого бы то ни было содержания ума. Это проявление сознания без любого из пяти видов вритти. В йоге пуруша рассматривается как высшее явление сознания, которое свободно от вритти так же, как и свободно от любого вмешательства пракрити. Обычно наше сознание функционирует через чувства, ум и буддхи. В медитации оно действует на более глубоком уровне, тем не менее, в этом состоянии сохраняется пратьяя или содержание ума и нечто, что вмешивается в это содержание, а именно представление «я» ― ощущение, что «я» есть. В конце концов, за пределами медитации это чувство «я» также исчезает; то, что остается в сознании, и называется пуруша. Высшее осознание пуруши дало начало свободе от трех гун, которые называются соответственно саттва-гуна, раджа-гуна и тама-гуна. Под саттва-гуной мы можем подразумевать знание, спокойствие и свет; под раджа-гуной ― алчность, гнев, напряженность; под тама-гуной ― медлительность, лень, тупость и т. п.
Свобода от гун означает, что три гуны не оказывают влияния на ум, когда имеет место знание пуруши. -
Абсолютная отрешенность наступает тогда, когда человек трансцендируeт качества природы и познает душу.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Человек достигает высшей формы отрешенности, лишь освободившись от влияния гун. Подчинив себе природу, он познает душу. Трансцендировать гуны помогает ясный разум головы и сердца.
Если посредством абхьясы мы приводим в действие и очищаем свою энергию, то посредством вайрагьи устраняем вовлеченность даже в самые тонкие проявления феноменального мира. Генерация энергии сама по себе без какого-либо контроля или сдерживания не может привести к свободе. Чтобы понять суть каждого из пяти этапов вайрагьи, вернемся к рассмотрению модели эволюции природы, приведенной во введении, в разделе, посвященном садхане паде. Здесь описано, как природа разворачивается из ноуменальной стадии (алинга) в форму линга, что происходит посредством махата. Затем от неспецифичных явлений (авишеша), к которым относится ахамкара (эго, или сознание «я»), она переходит к проявленной форме (вишеша), которая готовит почву для познания повседневной действительности (см. II.19). Обратный процесс, инволюция, который, собственно, и является путем йоги, можно представить как восхождение по лестнице. Абхьяса дает нам необходимый для восхождения импульс, вайрагья же создает ступени, по которым мы осуществляем свое движение наверх.
На нижних ступенях отрешенности находятся те, кто пытается отказаться от вредной привычки, например от курения. Бросая курить, мы сначала сокращаем количество выкуриваемых сигарет, а затем и вовсе порываем с этой опасной привычкой.
Однако желание не исчезает и присутствует в уме. Хотя со временем оно блекнет, клетки организма могут самопроизвольно возродить привязанность.
Через какое-то время после того, как мы уже окончательно отказали себе в этой пагубной привычке, мы вдруг обнаруживаем, что привязались к представлению о себе как о не курильщике. Итак, эго все еще привязано к идее курения, хотя буквально речь о нем уже не идет. В этом проявляется добродетель, осознающая сама себя. Постепенно мы действительно можем стать совершенно равнодушными к сигаретам, однако идея курения все же будет присутствовать в уме.
Настоящая сутра говорит об окончательной свободе, достигаемой через паравайрагью. На этой стадии ученик выходит за пределы гун, которые возвращаются к своему ноуменальному источнику. Для такого ученика феноменальная природа перестает существовать. Трансцендируя гуны, мы развязываем путы, привязавшие нас к природе. Когда паравайрагья начинает пропитывать все наши привязанности, мы полностью познаем свою душу.
На этом этапе сила мудрости уже наделила сознание всем тем, чем должна была наделить, и избавила его от всего, от чего должна было избавить. Здесь садхака полностью освобождается от рабства, для него уже не существует ни рождение, ни смерть. Это познание кайвальи.
Паравайрагья – это результат соблюдения двух дополняющих друг друга дисциплин – абхьясы и вайрагьи, благодаря которым садхака обретает мудрость и свободу и избавляется от загрязняющего воздействия читты.
В сутре IV.29 Патанджали использует слово прасанкхьяна, обозначающее высшее знание, а в сутре IV.31 говорит о сарваварана малапетасья, что значит «когда устраняются все загрязнения». За этим следует пурушакхьяти, что значит «познание души».
(В сутрах I.17–51 Патанджали описывает самадхи.) (См. III.51 и IV.34.)
Комментарии (0)