Сутра 51. Причины падения
- Глава 3. Вибхутипада
- स्थान्युपनिमन्त्रणे सङ्गस्मयाकरणं पुनरनिष्टप्रसङ्गात्
- sthānyupanimantraṇe saṅgasmayākaraṇaṁ punaraniṣṭaprasaṅgāt
- стханьюпанимантране сангасмайякаранам пунараништа прасангат
-
стхани место, расположение, ранг, достоинство, главные божества
упанимантране по приглашению, будучи приглашенным
санга совместные, союз, контакт, объединение
смайя чудо, сюрприз, улыбка
акаранам неисполнение
пунах вновь
аништа нежелаемый, неблагоприятный
прасангат связь, событие
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
- 1. Бейли
-
Следует полностью отвергнуть все соблазны, исходящие от всех форм существования, даже небесных, поскольку возвращение зловредных контактов остаётся возможным.Бейли
-
Йог не должен поддаваться соблазну и лести небожителей, опасаясь нового зла.Вивекананда (новый перевод)
-
Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла.Вивекананда (старый перевод)
-
[Должно быть] избежание привязанности и гордости в небесных [божественных] соблазнах; поскольку существует возможность возвращения зла.Ганганадха
-
Попытка занять более высокое положение среди окружающих с помощью полученных знаний посредством самьямы должна быть пресечена. Иначе индивидуум придёт к неприятным последствиям, подобным тем, которые возникают из-за всех помех в йоге.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Эти помехи включают в себя смещение ценностей. Когда уважение окружающих за глубокие знания значит больше, чем свобода от болезненных последствий своих действий, падение неизбежно.
-
При искушениях [со стороны существ], обитающих в высших [сферах],пусть не будет контакта [санга] и гордости (самодовольства), ибо возможны нежелательные последствия.Загуменнов
-
В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.Островская и Рудой
-
При [достижении] высокого положения гордость, привязанность к своим идеям и нетерпимость к другим [становится] причиной утраты этого положения.Ригина
-
Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все ещё сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.Свенсон
-
Не требуется полное отречение от всех удовольствий и искушений со стороны высших сил, чтобы не вернулось зло.Фальков
-
При приглашении деватов не должно быть привязанности и гордости,поскольку существует возможность возобновления нежелательного.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
После проявления сиддх йог становится объектом почтительного приглашения со стороны определенных сил, например деватов, с поручением [совершать] различные действия. В этих обстоятельствах он не должен проявлять никакой привязанности [к силам] или гордости. В противном случае существует возможность возобновления нежелательных реакций. Йог [может] страдать от физических или ментальных беспокойств. Поэтому в этой сутре говорится, что ему нужно быть внимательным и не следует проявлять какую-либо привязанность или гордость.
Йоги бывают четырех видов:
1. Пратхама калпика или начинающие в самадхи.
2. Мадхубхумика, или те, кто попробовал сладость йогических сил.
3. Праджняджьоти ― кто видит свет чистого сознания.
4. Атикранта бхаванийа ― кто становится абсолютно не привязанным и отрекается даже от высшего достижения. [Те], кто закончил весь курс духовных практик.
На различных стадиях йоги приглашаются авторитетами высших астральных планов, и вот почему йогу следует упражняться в абсолютном самоограничении. Ему следует избегать привязанности и гордости, тогда он может идти дальше и достигает цели, откуда нет возврата. Но если он пренебрегает этим предостережением, он с необходимостью подвергается наказанию. Это также означает, что, когда в вашем распоряжении имеется духовная сила, вам следует прежде всего стараться выполнить эти два условия, т. е. [сохранять] свободу от привязанности и гордости. До тех пор, пока эти два условия не будут выполнены, вам следует решительно отказаться от использования своих оккультных или психических сил.
Как только вы становитесь свободным от этих двух [качеств], вы легко можете идти [дальше] вперед. -
Когда к йогину приближаются небожители, не должно быть ни удивления, ни привязанности, ибо нежелательная связь может образоваться вновь.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Соблазнить йогина и лишить его милости йоги пытаются даже небесные существа. Йогину необходимо сохранить свободу, доставшуюся ему с таким трудом, и не пасть жертвой искушений, которые грозят лишением всех духовных наград.
Словно сирены, небесные существа соблазняют возвышенного йогина, стремясь обречь его на гибель. Поддавшись на их льстивые речи, йогин вновь окажется в ловушке чувственных удовольствий, а следовательно, и страданий, и лишится милости йоги.
Существует четыре типа йогинов. Это пратхама калпика, мадхубхумика, праджняджйоти и атикрантабхаванийя. Пратхама калпика – это тот, кто упорно осуществлял свою йогическую садхану, и сила его успеха только-только начала проявляться. Йогины второго типа научились отличать читту и созерцателя и теперь пытаются достичь большего мастерства. (Их также называют ритамбхара праджни). Праджняджйоти удалось покорить элементы природы, свойства чувств восприятия, ум и желания и осознать созерцателя. Атикрантабхаванийи достигли высшего знания созерцателя и обрели силу паравайрагьи (высшая степень беспристрастности).
К какому бы типу ни принадлежал йогин, ему следует быть внимательным и остерегаться ангельских ловушек. Необходимо оградить себя от божественных искушений так, чтобы в сердце не осталось ни малейшего места для нежелательных чувств и порывов.
(См. I.16, 21, 48; II.27.)
Комментарии (0)