Сутра 47. Господство над органами чувств

  • Господство над чувствами достигается сосредоточенной медитацией на их природе, их особых атрибутах, эгоизме, проницаемости и полезном назначении.
    Бейли
  • Сосредоточение на объективности и просветляющей силе органов чувств, на эгоизме, на взаимодействии трёх гун и их значении для накопления душой опыта даёт власть над органами тела.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Совершением Самаямы над объектом, знанием и самосознанием органов постепенно получается победа над ними.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От Дисциплины, сходящейся на Понимании, Сущности, Эгоизме, Постоянстве и Эффективности (Действенности) [органов Чувств] вытекает овладение Органами Чувств.
    Ганганадха
  • Мастерство управления чувствами достигается с помощью исследованийсамьямой:способности чувств обозревать соответствующие объекты,того, как эти объекты понимаются (как индивидуум опознает объект),взаимосвязи объекта, чувств, разума и Воспринимающего,того, что получается от такого восприятия
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Для осуществления наблюдения объект, чувства и разум должны быть связаны между собой. Это возможно благодаря способности Воспринимающего (его разума и чувств) регистрировать объект. Кроме того, три общие характеристики, которыми обладают и разум, и чувства, и объект (т.е. инерционность, активность и ясность), способствуют восприятию.

  • Благодаря самьяме над процессом восприятия, «собственной природой»(сварупа), «эго», «связью» (анвая) и над «обладающим целью» (артхаваттва)— господство над индриями.
    Загуменнов
  • Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной сущности,самости, присущности и целеполагания [у йогина вырабатывается] подчинение органов чувств.1
    Островская и Рудой
  • Самьямой над восприятием собственной природы самосознания и постижением его сути — победа над чувствами.1
    Ригина
  • С осуществлением самьямы над действием, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами.1
    Свенсон
  • Мастерство управления органами чувств приходит при Самьяме о силе знания и проницательности, о самосознании и даёт их усиление.1
    Фальков
  • Господство над органами чувств достигается самьямой на силе познания,реальной природе, эгоизме, все охватывании и целеустремленности.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Чтобы иметь контроль и господство над органами чувств, необходимо выполнять самьяму, объектами которой являются следующие пять пунктов:
    1. Сила познания определенного органа чувств.
    2. Существенное качество органа чувств.
    3. Эгоизм или индивидуальность персоны, которая выражает себя посредством органов чувств.
    4. Все охватывание, которое означает соотнесение органов чувств г с другом. Это означает одновременное функционирование нескольких органов чувств. Например, когда вы видите животное, посредством глаз вы можете распознать, является ли оно собакой или слоном; вы можете слышать его звук, чувствовать его на ощупь и т.д. Знание, появляющееся в уме, является комбинацией воздействий всех органов чувств. Знание одно, оно одновременно зависит в равной степени от разных органов чувств.
    5. Назначение. Каждый орган чувств имеет определенное [частное] назначение в системе человеческой жизни. Существуют два [общих] назначения, это: бхога или опыт и апаварга или освобождение.
    Самьяма должна выполняться на всех пяти стадиях индрий или органов чувств в отдельности. Например, вы медитируете на существенной природе глаз, т. е. [зрительном] восприятии. Эгоизм глаз означает осознание [факта], что я вижу. Затем следует [осознание факта], что обретаемый [опыт] посредством [зрительного] восприятия зависит также от других органов. Таким образом практикуется самьяма на чувственных органах.

  • В результате самьямы на цель, которая связывает процесс познания, эго и природу, йогин становится хозяином чувств.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В результате самьямы на естественное состояние чувств восприятия, на их работу и восприимчивость как в их связи с природой и ощущением индивидуального «я» (асмита), так и вне ее, йогин постигает цель, ради которой произошло объединение природы, чувств и «я», и покоряет их.

    Определив в сутре III.47 совершенство тела, Патанджали подошел к объяснению богатства чувств.
    Эта сутра как дополняет, так и разъясняет сутру III.45, в которой приводится объективная классификация пяти свойств природных элементов. Здесь же Патанджали описывает пять специфических качеств – в частности, в их связи с органами восприятия и эго. К свойствам чувств восприятия относятся: осознание их естественного состояния, познание или распознавание внешних объектов; причина этой связи; вовлеченность в эти состояния индивидуального «я», которое преобразует их из объективных в субъективные.
    Чтобы мы ни переживали – любая информация поступает в сознание «я» посредством чувств. Природа чувств такова, что их постоянно влечет к мирским объектам, которые могут дарить наслаждение. Жажда все большего наслаждения порабощает чувства. На определенной стадии, когда чувства утихомирены, они вместе с органами действия становятся пассивными, и человек переживает состояние спокойствия. Когда чувства пробуждаются и устремляются навстречу новому удовольствию, обычный человек следует за ними. Возделанный же разум, начав рефлектировать, видит возможность обратиться внутрь. Осознав восприимчивость чувств и ума, разум может использовать это знание ради исследования царства созерцателя, обращая чувства, ум и эго к обители души, где они отныне и пребывают в спокойствии и умиротворении.
    (См. II.6, 21,22; IV.4.)

Другие направления