Сутра 15. Причина различия
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Эта стадия развития отвечает за различные видоизменения изменчивой психической природы и мыслящего принципа.Бейли
-
Последовательность изменений есть причина многообразной эволюции.Вивекананда (новый перевод)
-
Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.Вивекананда (старый перевод)
-
Разнообразие последовательности (крама) является причиной разнообразия Модификаций (паринама).Ганганадха
-
Изменяя порядок или последовательность изменении, можно модифицировать характеристики одного типа в характеристики другого типа.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Изменение следует своему порядку, но порядок можно поменять. Реку, следующую профилю долины, можно отвернуть с помощью туннелей. Способность уловить эту возможность и создает различные узоры изменений.
-
Различия в последовательностях (дхарм) — причина различий в модификациях (паринама).Загуменнов
-
Различие последовательности есть основание для различия [стадий] изменения.Островская и Рудой
-
Причина других изменений — другой порядок (составных элементов).Ригина
-
Перемена, вызванная последовательностью, есть причина смены видоизменения (паринамы).Свенсон
-
Последовательные перемены есть причина эволюции.Фальков
-
Различие в процессе последовательности есть причина в преобразовании.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Существует различие вследствие последовательности событий, [происходящих] с различными вещами. Например, ком глины может быть преобразован в горшок; горшок может разрушиться и превратиться в кучку глиняных осколков. Подобным образом определенная читта испытывает особого характера преобразование в соответствии с лежащими в ее основе законами природы. Это различие, обусловленное порядком следования событий, дает начало различным преобразованиям читты, органов чувств и элементов.
В интересующем нас аспекте вся структура читты испытывает изменение [в результате] процесса, называемого инволюцией. В течение этого процесса весь [спектр состояний] самадхи, экаграты и ниродхи затрагивает структуру читты. Сутра говорит, что изменение, которое идет в структуре ума, происходит, потому что оно закономерно.
Даже если вы не практикуете никакую садхану и просто живете своей жизнью, даже тогда с течением времени ваша читта будет испытывать это особое состояние преобразования. Но для этого может потребоваться несколько рождений. -
Последовательные изменения вызывают различные превращения в сознании.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Изменения, происходящие в сознании, отличны друг от друга из-за меняющегося порядка последовательности практических методов.
Та или иная трансформация зависит от последовательности методов, которой мы придерживаемся в своей практике.
Крама означает регулярную последовательность. Давайте вернемся к глиняному горшку и рассмотрим глину в качестве первого, обладающего своей природой (дхарма) принципа эволюции, глиняный ком – в качестве характерного признака (лакшана), а кувшин – в качестве результата завершенного процесса, символизирующего возвышенное состояние (авастха). Превратить землю в изделие возможно, лишь следуя определенному порядку действий. Так осуществляется гармоничный, органичный рост.
В практике йоги также необходимо следовать строгому порядку. С тем чтобы познать спокойствие (самадхи паринама), садхаке требуется усмирить сознание (ниродха паринама) и проследовать к переживанию «одного без другого», т. е. к познанию созерцателя (экаграта паринама). Только так ищущий сможет стать реализовавшимся йогином (критартхан) (см. I.18, 19, IV.32).
Частично сознание пребывает вне времени, но работа, необходимая для трансформации сознания, определенно совершается во временных рамках. Не исключено, что существует некий направленный в космос вектор эволюции, благодаря которому каждый человека рано или поздно достигает высшей точки своего развития. Однако мы не можем рассчитывать исключительно на это. Чтобы добиться свой цели, следует прилагать определенные усилия. На сегодняшний день это особенно важно, поскольку наш мир – единственная известная нам сцена, на которой разворачивается эволюционная драма, – находится в опасности, которой мы сами же и подвергаем его своей алчностью. Ослепленные жадностью и жаждой наживы, мы не только истощаем природные ресурсы – обрекая себя на постоянные войны, мы истощаем сами себя. И хотя две с половиной тысячи лет назад мир был спокойнее, Патанджали посчитал нужным снабдить все последующие поколения точной картой эволюции, тем самым упорядочив и ускорив наше движение вперед.
Духовной инволюции, как и всему остальному, присуща своя логика. Возьмем, к примеру, логику растения. Его изначальная форма – это семя, которое, прорастая стеблем, превращается в бутон, затем распускается цветком и, наконец, созревает плодом. Первоначальное, чистое сознание, которое мы отслеживаем, используя методы Патанджали, – это семя трансформации, а наша самость – созидатель духовной судьбы.
Важность структуры и упорядоченности хорошо прослеживается на примере изучения языка.
Бессистемное изучения языка не гарантирует результат. Это процесс непродуманный и стихийный. В свою очередь, системный подход предполагает определенный порядок движения от «простого к сложному». Мы начинаем с самого основного – с настоящего времени глагола, с простых существительных и предлогов. Сразу переходить к сложным грамматическим формам – поступок нелепый, ведь так мы только больше запутаемся. Эволюция, в ком бы она ни происходила, подчинена внутренней логике, оптимальной для того, кому она присуща. Это порядок, последовательность, крама.
Комментарии (0)