Сутра 16. Знание прошлого и будущего

  • Через сосредоточенную медитацию на тройственной природе всякой формы приходит откровение о том, что было и что будет.
    Бейли
  • Практикуя самьяму на трёх типах преобразований, человек получает знание прошлого и будущего.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Совершением Самаямы над тремя родами изменений приобретается знание прошлого и будущего.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От Дисциплины (Самьяма), сходящейся на трёх модификациях, происходит знание Прошлого и Будущего.
    Ганганадха
  • Самьяма на процесс изменения (как на него может воздействовать время и другие факторы) развивает знание о прошлом и будущем.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    В какой-то мере самъяма представляет собой процесс изменения ментального потенциала от состояния ошибочного постижения объекта (или полного непонимания) к состоянию полного постижения.
    Когда этот потенциал достаточно высок, индивидуум может выбрать любой объект для развития глубокого знания о нем. Эти объекты могут быть как внешними (в пределах сенсорного восприятия), так и концепциями (типа времени или взаимосвязей). В следующих сутрах перечислены некоторые аспекты знания, вытекающие из различных самъям. От нас самих зависит, будем ли мы заинтересованы в использовании нашего высокоразвитого ума для получения узкоспециализированных знаний или мы более озабочены истинной свободой нашего индивидуального выбора. Истинная свобода - это нечто большее, чем осознанная необходимость. Это состояние, в котором все наши действия таковы, что не приводят к сожалению и раскаянию. Патанджали предостерегает от неправильного использования самъямы.
    Первый пример направления разума посредством самъямы.
    В сутрах с 3-9 по 3-14 было дано объяснение изменениям, происходящим в объектах, ощущениях и в мышлении. Если мы углубим эту мысль, то окажемся в состоянии предвидеть то, что может случиться при наличии конкретных обстоятельств, а также узнать то, что происходило в прошлом. Классическим примером этому является астрономия.

  • Благодаря самьяме над тремя модификациями знание прошлого и будущего.
    Загуменнов
  • Благодаря санъяме на трёх изменениях [возникает] знание прошлого и будущего.
    Островская и Рудой
  • Самьямой над тремя превращениями (свойств, качеств и состояний) —[достигается] знание прошлого, и будущего.
    Ригина
  • Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание (джняна) о прошлом и будущем.
    Свенсон
  • Самьяма над тремя родам изменений даёт знание прошлого и будущего.
    Фальков
  • При выполнении самьямы на трёх преобразованиях [появляется] знание прошлого и будущего.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Три преобразования ― это самадхи, экаграта и ниродха. Выполнять самьяму на этих трех [преобразованиях] означает выполнять самьяму сначала на самадхи, затем на экаграте и затем на ниродхе. То есть вы выполняете самьяму на форме осознания [процесса] уничтожения отвлечений. Затем вы практикуете самьяму на осознании однонаправленности; аналогично самьяма на ниродхи означает сохранение сознательности к ней. Эти три самьямы уничтожает отвлечения ума, но рядом с этим существует также осознание состояния, т. е. одновременно с удалением отвлечений вы должны оставаться всецело сознательным к этому удалению. Это называется самьяма на трех преобразованиях. После этого читта становится настолько тонкой, что преодолевает барьер времени и получает знание того, что произошло в прошлом, и того, что произойдет в будущем.

  • Совершенствуя мастерство трех видов трансформации природы (дхарма), качества (лакшана) и состояния (авастха) через самьяму на ниродха, самадхи и экаграта состояний сознания, йогин обретает знание прошлого и будущего.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В этой сутре Патанджали приступает к разъяснению свойств йоги. Они известны как сверхъестественные способности, которые пробуждаются в результате трансформации сознания.
    В сутре III.14 для обозначения прошлого, настоящего и будущего используются слова шанта (умиротворение), удита (формирование) и авьяпадеша (непроявленность).
    В сутре III.15 речь идет о последовательности развития, которое происходит из самых истоков (дхарми) и предполагает время и усилие, необходимые для трансформации. Порядок и упорядоченность позволяют садхаке наблюдать естественное течение настоящего, превращающегося в прошлое и впоследствии проявляющегося как будущее. В результате садхака обретает господство над временем.
    Начиная с этой сутры, Патанджали приступает к перечислению сил, которые обретает успешно практикующий садхака.
    Первое достижение – это осознание времени. Осознав время, йогин переступает его рубеж и начинает воспринимать его как постоянный поток. Таким образом он постигает прошлое и будущее. (Настоящее время здесь не упомянуто намеренно, поскольку его присутствие непосредственно ощущается.)
    Йогин постигает последовательность, в которой настоящее ускользает прошлым и разворачивается будущим. Он познает время, его значение и воздействие.
    Так называемые чудодейственные силы, описываемые в сутрах III.16–50, свидетельствуют о правильной практике. Теперь, чтобы упрочить свои позиции, садхаке необходимо отнестись к своей садхане с удвоенной верой и энтузиазмом и отрешиться от своих достижений. Так он не оставит шанса новым страданиям и колебаниям сознания и избавится от стремления к удовлетворению желаний своего «я».
    (См. IV.1 и 28.)

Другие направления