Сутра 12. Необходимость абхьясы и вайрагьи
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью.Бейли
-
Ими управляют при помощи упражнения и освобождения от привязанностей.Вивекананда (новый перевод)
-
Власть над ними [Вритти] достигается упражнением и отречением [отсутствием привязанности].Вивекананда (старый перевод)
-
От Практики и Беспристрастия [возникает] их (функций ума) сдерживание.Ганганадха
-
Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешенности.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Как мы приходим к состоянию йоги? Что мы должны делать и чего не должны?
-
Их прекращение — упражнением и бесстрастием.Загуменнов
-
Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.Островская и Рудой
-
Ограничение их (этих 5 видов Вритти) даёт практика отрешенности(Вайрагья).Ригина
-
Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием.Свенсон
-
Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением [отсутствием привязанности].Фальков
-
Останавливание их (пяти вритти) повторяющейся практикой и вайрагьей.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
В этой сутре Патанджали описывает два метода для останавливания потока читта вритти. Это абхьяса и вайрагья. Абхьяса означает повторяемую и настойчивую практику. «Вайрагья» ― это слово, содержание которого далеко не однозначно. Понимание [термина] может различаться, поскольку зависит от традиций страны, времени [жизни] и умственных способностей [последователя]. Мы можем сказать, что вайрагья ― это ментальное состояние непривязанности или лишенное привязанности, т. е. это свобода от раги и двеши ― влечения и отвращения. Когда ум становится свободным от них, это состояние называется вайрагья.
В Индии вайрагья традиционно означает также духовный сан санньясы. Патанджали описывает рагу и двешу в одной из дальнейших глав. Можно сказать, что рага есть отношение влечения к объекту нашего выбора. С другой стороны, двеша ― это отношение ума, которое включает в себя отвращение от объекта. Свобода от этих двух называется вайрагья.
Мы встречаем много духовных последователей, которые пытаются концентрировать свой ум без предварительной практики абхьясы и вайрагьи, без обуздания раги и двеши. полезно пытаться делать ум спокойным без предварительного удаления мешащих факторов, называемых рага и двеша, которые делают ум не устойчивым. Патанджали говорит нам, что абхьяса и вайрагья есть средства, которыми мы должны сначала овладеть, чтобы медитация проходила без затруднений. -
Практика и отрешенность есть средства успокоения движений сознания.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Как болезненные, так и неболезненные колебания сознания, описанные в сутрах I.5 и I.6, должны быть обузданы посредством продолжительной йогической практики. Чтобы обрести отрешенность и свободу от желаний, необходимо также развивать ментальную силу.
Практика (абхьяса) суть изучение сознания и его успокоение. В сутре II.28 Патанджали использует еще одно слово – ануштхана. Абхьяса предполагает механическое повторение, а ануштхана означает преданность, служение, религиозность. При абсолютном понимании искусства и философии йоги, а также при полном единении тела, ума и души воспроизводящееся усилие перестает быть простым механическим повторением и превращается в религиозное, духовное служение.
Практика – это положительный аспект йоги; беспристрастность и отрешенность (вайрагья) – ее отрицательный аспект. Подобно вдоху и выдоху, абхьяса и вайрагья уравновешивают друг друга. Практика – это путь эволюции, в то время как беспристрастность и отрешенность подразумевают путь инволюции. Практика вплетается во все «лепестки» йоги. Эволюция – это поступательное движение вперед к обнаружению Высшего «Я». Она осуществляется через яму, нияму, асану и пранаяму. Путь инволюции включает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи. Внутреннее путешествие отзывает сознание от внешних объектов.
Практика символизирует солнечный аспект хатха-йоги – ха, а отрешенность – лунный аспект, тха. Корень ха обозначает жизненную силу, а тха – сознание. Ха также символизирует самую суть человека – созерцателя, в то время как тха – отраженный свет созерцателя, символизирующий читту. Благодаря хатха-йоге эти две силы сливаются друг с другом и растворяются в созерцателе.
Йогином считается тот, кто в продолжение всей йогической садханы тщательно соблюдает предписания ямы и ниямы. Это и есть абхьяса. Отказ от представлений и поступков, которые в процессе практики подрывают движение вперед, суть вайрагья.
Как мы уже знаем, сознание вовлекается в видимые им объекты, отождествляется с ними и тянет вовне созерцателя. Как следствие, созерцатель порабощается колеблющимся умом. Восемь граней йоги, описанные в сутре II.29, даны нам в качестве средства, дабы мы могли остановить колебания разума и обрести верное знание. И хотя абхьяса и вайрагья присутствуют на разных ступенях йоги, обе эти дисциплины в равной степени значимы и зависят друг от друга. В процессе практики в садхаке рождаются силы. Не усмиренные, они могут выйти из-под контроля и в итоге уничтожить его. На более высоких уровнях развития садхаке требуется вайрагья, поскольку одна только практика может привести к внутреннему застою и даже к разрушению. Первые четыре ступени йоги предполагают накапливание и наращивание, остальные четыре – внутреннее объединение. Как только наша изначально тамасичная природа становится более динамичной, мы должны прибегнуть к отрешенности, ибо только она способна обеспечить нам внутреннюю безопасность.
Вайрагья учит свободе от желаний и страстей и воспитывает в садхаке непривязанность к тому, что может помешать его движению к единению с душой.
Следующие сутры описывают йогические дисциплины, которым необходимо следовать для достижения своей цели.
(О йогических дисциплинах см. II.29–32, II.35–53.)
Комментарии (0)