Сутра 12. Экаграта паринама
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Когда умственный контроль и управляющий фактор приведены в равновесие,наступает состояние однонаправленности.Бейли
-
Читта устремляется в одну точку, когда прошлые отпечатки сливаются с настоящими.Вивекананда (новый перевод)
-
Читта достигает однополярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.Вивекананда (старый перевод)
-
После того, как «бездействующее» и активное состояния Ума одинаково признаны — это его «Состояние Концентрации» (Экаграта паринама читты).Ганганадха
-
Мышление достигает стадии, когда связь с объектом становится основательной и постоянной. Перестают появляться помехи.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Тогда на нашу связь с объектом больше не оказывают возмущающего воздействия другие аспекты мышления. Наступает полное постижение объекта.
-
Далее, при равности (неотличии) «утихших» и «возникших» идей-импульсов (пратьяя) — модификация ума, [характеризующаяся] единонаправленностью (экаграта-паринама).Загуменнов
-
И, наконец, изменение однонаправленности сознания — [это] тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.Островская и Рудой
-
Состояние однонаправленности сознания — наполнение сознания прошлым и настоящим, уравновешенными в нём (в сознании).Ригина
-
Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности,когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.Свенсон
-
Сознание становится простым, охватывая при этом и прошедшее и будущее.Фальков
-
Когда объекты, которые угасают и затем снова появляются [в сознании],схожи, это называется однонаправленное преобразование ума.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
В экаграта паринаме один и тот же отпечаток время от времени угасает и [снова] возникает. Отпечаток, например АУМ, поочередно возникает и угасает. Необходимо [добиваться], чтобы качество возникающего [вновь] отпечатка было тем же самым, что и угасавшего, а интервал между ними был очень малым.
Когда мы смотрим фильм на экране, мы не можем улавливать различные кадры раздельно; для нас имеет место непрерывность. Похожая ситуация [имеет место] и в случае с экаграта паринамой. Возникновение и угасание происходят настолько быстро, что это [чередование] ускользает из нашего внимания и мы можем ощущать [как бы] непрерывный поток пратьяи. Пока это еще не одно [непрерывное] состояние, но различие между двумя состояниями трудно воспринять.
В состоянии концентрации ум устойчив и в этом случае мы не осознаем различия между двумя состояниями. Но поскольку нашему уму свойственно сохранять движение от объекта к объекту, в писаниях говорится, что ум [и в состоянии концентрации] продолжает двигаться. [Движение] ума полностью подавлено в самадхи, но в других стадиях даже в однонаправленности ум продолжает двигаться. Происходит движение пратьяи: одна пратьяя угасает и та же самая пратьяя снова появляется. Этот процесс продолжается какое-то время. Он известен как экаграта паринама ума. -
Когда процесс нарастания и увядания мыслей сбалансирован, формируется однонаправленность внимания. Усиленное поддержание осознанности в момент перехода от однонаправленного внимания к ненаправленной внимательности есть экаграта паринама.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Итак, здесь фокусом внимания становится исключительно природа самой читты. Однако и тут степень чувствительности внимания может быть разной – как высокой, так и низкой. Поддержание равномерного, непрерывного потока внимания в читте есть третья фаза трансформации.
Порой сознание пребывает в состоянии безмолвной задумчивости, порой – взрывается вибрирующей активностью. В секундном промежутке между этими состояниями над активностью можно установить контроль и вернуть себе утраченное равновесие. Чтобы установить контроль, необходимо приложить усилие, а усилие требует времени. Совершенствуя свою практику, мы способствуем тому, что тишина, ранее лишь мелькавшая проблесками, начинает пронизывать и заполнять собой всю читту. В результате ощущение времени исчезает. Прошлое и будущее возвращаются во вневременное.
Ум и время взаимозависимы. Если прекращаются мгновения ума, прекращается и время. Читта и созерцатель (атман) – это два острых края лезвия. При однонаправленном внимании (экаграта самскара) энергия ищущего и энергия созерцателя обретают единство. Ищущий действует, созерцатель есть. «Делать» плюс «быть» равно «становиться»: так появляется динамическое свойство становления, которого не имеют ни субъект, ни объект. В фокусе теперь сам созерцатель, который зрит сам себя ради себя. Это экаграта паринама.
Благодаря усмирению (ниродха самскара) мгновения тишины удлиняются и заполняют собой сознание (самадхи самскара). Отсюда следует переходить к третьей стадии – экаграта самскаре. Здесь сознание, которое до сих пор зависело от внешних объектов, устремляется внутрь, чтобы пропитать собой не содержащее семени вместилище души.
В сутрах III.9–12 Патанджали говорит о трех последовательных уровнях трансформации сознания: ниродхе, самадхи и, наконец, экаграте. Как уже разъяснялось выше, экаграта имеет два значения. Во-первых, это концентрация на заданном объекте. На этом внешнем уровне экаграта тождественна дхаране. Во-вторых, экаграта подразумевает «один без другого», т. е. речь идет о душе. Это высочайший уровень трансформации сознания. Мне представляется, Патанджали подразумевает, что экаграта паринама является заключительной стадией трансформации, на которой сознание возносится до уровня души и достигает единства с нею.
(См. I.47, 51; II.19–20.)
Комментарии (0)