Сутра 5. Результат самьямы

  • Как результат саньямы приходит сияние света.
    Бейли
  • Благодаря овладению самьямой приходит свет знания.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Достижением этого приобретается опыт знания.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От успеха в ней зависит чистота (ясность) Сознания.
    Ганганадха
  • Исследование самьямой выбранного объекта ведёт к полному постижению объекта во всех его аспектах.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • От овладения ею — свет мудрости.
    Загуменнов
  • Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.
    Островская и Рудой
  • Достижение этого — свет знания.
    Ригина
  • После овладения этим (самоконтролем) приходит праджня (свет мудрости).
    Свенсон
  • При её создании наступает просветление.
    Фальков
  • С овладением этим (самьямой) появляется более высокое осознание.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Когда продолжается созерцание объекта и когда он становится очень ясным, в течение этого времени нет осознания личности, это называется состоянием самьямы. Оно дает начало более высокому осознанию объекта концентрации. Если вы медитируете на АУМ, он проявляет себя наиболее ясно в более высоком осознании.
    Когда я глазами вижу какую-либо вещь, это чувственное осознание. Когда я закрываю глаза и пытаюсь видеть этот объект, это ментальное осознание. Когда этот объект, например АУМ, приходит в форме некоей тени, это более глубокое осознание. Когда он внезапно начинает светиться изнутри со всей своей ясностью и яркостью, это называется более высоким сознанием.
    [Какое-то время] ученик может осознавать свое тело, свое существование, свое сознание и вещи внешнего мира, но затем их осознание снова теряется. Символ или объект ясно сияет. Затем снова сознание отвлекается. После этого объект снова ясно сияет в чидакаше, и здесь теряется осознание себя. В этом состоянии происходит проявление праджни. Это называется праджнялока, что означает пробуждение света более высокого знания, в котором объект медитации светится самым ясным образом.

  • Мастерство самьямы зажигает свет осознанности и знаменует собой постижение сути.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Когда садхака становится мастером интеграции (самьяма), свет мудрости, в котором рождается способность проникать в суть вещей, ослепительно сияет. В этом свете познанное примиряется с познаваемым, и так душа обнаруживает сама себя.

    Благодаря непосредственному духовному восприятию осознанность и познание становятся острее и тверже.
    Как правило, наш разум порхает с места на место, от объекта к объекту, из-за чего невозможно целиком и полностью постичь какую-то одну вещь. В самьяме познающий все больше и больше приближается к познаваемому и, растворяясь в нем, теряет свою обособленность.
    (См. I.47, III.36 и IV.29.)

Другие направления