Анахата
Сердце
Ядро Лады
Каналы Дизайн Человека |
|
Центры Дизайн Человека | Центр Джи (G), Центр Эго (Сердечный Центр) |
Генные ключи | |
Ворота Дизайн Человека |
|
Гексаграммы И-Цзин | |
Санскритское название | Анахата |
Христианское название | Сердце |
Ведическое название | Ядро Лады |
Возраст | 21-28 лет. |
Царство | середина медного |
Мировозрение | божественная любовь |
Гуна | раджас |
Варна | вайшьи (веси) |
Элемент / Дхьяни-Будда (Будды Высшей мудрости) | Элемент Ветра / Амогхасиддхи |
Цвет | зеленый |
Нота | фа |
Форма таттвы | шестиконечная звезда. |
Биджа мантра | ЙАM. АМ. |
Биджа звуки на лепестках | КАМ, КХАМ, ГАЙ, ГХАМ, ЙАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, ЙАМ,ТАМ,ТХАМ. |
Качество | любовь, здоровье |
Расположение | сердечное сплетение; сердце. |
Преобладающее чувство | осязание. |
Орган чувств | кожа. |
Орган действия | руки. |
Органы | сердце, легкие, система кровообращения |
Эндокринная система | тимус, вилочковая железа |
Источники | беззаветная любовь, всепрощение |
Инстинкты | любовь |
Телесные аспекты | система кровообращения, легкие, молочные железы, сердце, астма, иммунодефицит |
Психологические аспекты | любовь, надежда, самоотдача, сопереживание, близость |
Заболевания | бронхиальная астма гипертония дистония сердечные и легочные заболевания |
Проявления | достижение равновесия между тремя чакрами выше сердца и тремя чакрами ниже него. |
Кристаллы | авантюрин, розовый кварц |
Вайю (воздух) | прана-вайю. Этот вайю находится в верхней части груди и представляет собой тот воздух, которым человек дышит; прана-вайю богат животворными отрицательными зарядами. |
Вид | Центральная Анахата Чакра - пятиугольник небесно-голубого цвета с десятью лепестками. Правая Анахата Чакра - круг глубокого красного цвета. Левая Анахата Чакра - золотой шестиугольник с двенадцатью лепестками. |
Мир в Сансаре | Мир Людей |
Мир во Вселенной | Мир Форм (Астральный Мир) |
Лока (план существования) | мака-лока (план равновесия). |
При забитости в канале Ида | (центральная чакра): привязанность к тому, что ещё больше вводит в заблуждение и отсутствие влечения к тому, что от заблуждений освобождает. |
При забитости в канале Пингала | привязанность со злым (корыстным, тайным) умыслом. |
При забитости в канале Сушумна | привязанность (любовное чувство) |
Физические и / или духовные проблемы | погружение в свой собственный замкнутый мир из-за гордости |
При активизации | благородство, уважение окружающих |
Ступень духовной практики, согласно Закону Возникновения Условий | Лёгкость (sukha) |
Планета-управитель | Венера (лунный тип, женское начало). |
Носитель биджи | олень (антилопа). |
Шакти | Какини. |
Божество | Ишана-Рудра-Шива. |
Над манипурой, поблизости от сердца, находится чакра анахата, изображаемая в виде лотоса с двенадцатью голубыми лепестками. Она соединена с солнечным сплетением, сердцем, органами дыхания и с тимусом и ответственна за качества абсолютной любви без разделения и различений, ненависти, сострадания и жестокости, умиротворения и т.д. Анахата соединена также с руками и с чувством осязания.
Когда сознание человека, поднимается до уровня анахата чакры, он уже задумывается о духовном, ему может в той или иной степени стать понятным его предназначение, проявляется сострадание к другим.
Четвертая описываемая чакра – Хридайя-чакра, также известная как Анахата-чакра. Прекрасный сияющий восьмилепестковый лотос обращенный лепестками вниз (asta-dala lamalam adhomukham) в центре которого Шакти проявляет себя в форме света (jyoti rupa) и в образе Шива-линги (lingA kAra). Имя ЕЕ Хамса-Калаа, а также Она прозывается Шри-Шакти. Когда йогин становится способен концентрировать свою психо-физическую энергию в этой чакре, он становится господином своих чувств (sarven-driyAni vaShyAni bhavanti). Его чувства и желания находятся под контролем и он неодолеваем привязанностями к обретенным способностям и силам.
Через погружение в глубокую медитацию на Свете в этой чакре йогин переживает опыт единства Шивы и Шакти и свое единство с ними. С этой чакры начинается подлинное духовное просветление, но впереди еще следующие стадии Пути... Разница между природой и действительностью духовного опыта не может быть передана и понята адекватно человеком, живущим обычной жизнью, даже при включении всей мощи аналитического мышления или задейстовании всей силы воображения. А йоги, получающие этот опыт, также не смогут его облечь в понятные и адекватные образы. И тем не менее, многие Учителя йоги используют различные метафоры и поэтические образы, давая тем самым хоть и нечеткую и неадекватную, но вдохновляющую картину для учеников. В этой связи необходимо отметить, что опыт самадхи может быть обретен на разных уровнях и разных стадиях Пути. Но результаты самадхи, пережитого в разных чакрах, не одни и те же. И несмотря на схожесть имеют свои особенности в зависимости от чакры и уровня. Энергия должна быть очищена и поднята, а опыт должен быть получен на наивысшем плане - в высшей чакре.
Форма янтры
шестиконечная звезда. Шестиконечная звезда анахата-чакры окружена 12 алыми лепестками и символизирует элемент воздуха. Воздух представляет собой прану, жизненную силу дыхания. Она обеспечивает функции легких и сердца, снабжая их кислородом и жизненной силой, то есть пранической энергией. Воздуху присуща подвижность, и потому четвёртая чакра означает движение во всех направлениях.
Биджа мантра
ЙАM. АМ.Основной биджа звук
При произнесении звука ЙАM язык зависает в воздухе во рту, а центром сосредоточения становится область сердца. При правильном произнесении биджи ЙАМ, в сердце возникает вибрация, а любые преграды в сердечной области исчезают; когда сердце становится открытым, восходящий поток энергии не испытывает никаких препятствий. Этот биджа звук наделяет практикующего властью над праной и дыханием. Считается, что у него четыре руки и он имеет ярко-золотой цвет.
Гуна Невежество (Тамас)
Желание чего либо, монополия на обладания чувствами другого человека. Страдание от неразделенной любви.
Гуна Страсть (Раджас)
Работа чакры в страсти имеют такие проявления – ревность, обратная сторона любви, страсть. Активное желание полностью контролировать чувства другого человека, привязать его к себе. вплоть до того, что поводом для раздора, может послужить, то, что человек не в четко определенное время ответил на смс или телефонный звонок.
Гуна Благость (Саттва)
Возможность тонкого ощущения реальности. Желание счастья другому, безкорыстное и безусловное, проявление сострадания, умиротворения. Непредвзятое, безпристрастное отношение ко всем. Приходит истинное понимание счастья, не связанное с обладанием чем либо.
Сверхъестественные Силы
Центральная Анахата Чакра
- Левитация
- Передвижение по воздуху:
- Видеть удаленные предметы и слышать звуки на большом расстоянии.
Правая Анахата Чакра: помогает очищать сознание и, следовательно, нужна для достижения Освобождения.
Левая Анахата Чакра.
- Читать с помощью ясновидения мысли других людей (чтение чужих мыслей);
- Контролировать умы других людей.
Славянская проработка
дыхание чистым воздухом
Носитель биджи
олень (антилопа).Олень или чёрная антилопа является символом самого сердца. Олень скачет от радости и вечно преследует миражи, призрачные отражения.
Чрезвычайно осознанный, чувствительный и полный вдохновения олень олицетворяет характер человека с преобладающей четвертой чакрой. Глаза оленя символизируют чистоту и невинность, и притягательные глаза человека четвертой чакры не менее чисты и простодушны.
Говорят, что олень готов умереть ради чистого звучания. Человеку с преобладающей четвертой чакрой присуща любовь к внутренним звукам, анахата-надам.
Божество
Ишана-Рудра-Шива.Владыка Северо-Востока. Ишана-Шива полностью отстранен от мира. Это божество с камфарно-синей кожей олицетворяет природу человека четвёртой чакры, пребывающего в постоянном состоянии счастья. Этот бог облачён в тигровую шкуру, символизирующую обитающего в джунглях желаний тигра разума.
Ишана имеет миролюбивую и благотворную природу. В правой руке он держит трезубец, а в левой — барабан дамару. Священная Ганга (река Ганг) стекает с его локонов прохладным и очищающим потоком самопознания: понимания того, что «Я есть То» (Ахам. Брахмасми: «Я — Брахман»). Обвивающие его тело змеи олицетворяют покоренные им страсти. В отличие от гневного дряхлого аспекта третьей чакры, этот бог вечно юн.
Не остается никаких тревог, связанных с мирскими удовольствиями, унижениями и славой. Желания уже не представляют собой проблемы, так как энергия четвёртой чакры уравновешена во всех шести направлениях. Человек, в сознании которого господствует четвёртая чакра, живёт в гармонии с внешним и внутренним мирами.
Шива в лингаме
В четвёртую чакру входит лингам, где Рудра-Шива предстает в облике Сада-Шивы (сада: «вечный»; шива: «благодетель»). Это Шабда-Брахма, или вечный Логос. В этом аспекте он является и Омкарой, слиянием трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса, — которые олицетворяются звуками А, У и М соответственно, а в сочетании образуют священный слог АУМ или ОМ. Этот бог держит в руке трезубец — символ трёх гун. Его кожа имеет камфарно-синий цвет, а тело прикрыто золотистой тигровой шкурой. Барабан дамару в другой руке отмечает ритм сердцебиения.
Этот шивалингам является вторым лингамом в теле и именуется вана-лингамом (ваш: «стрела»). Напомним, что первым является свайямбху-лингам в первой чакре, вокруг которого обвивается змея кундалини. Сила лингама проявляется как внутренний гуру человека. Сердечный лингам можно считать наставником, который на каждом шагу предупреждает или воодушевляет практикующего при восходящем движении потока энергии — это происходит, когда человек следит за своим сердцебиением. Увеличение или снижение сердечного ритма служит предупреждением, отмечающим какие-либо ошибки, допущенные во время практики .
Этот лингам образован тканями нервного центра в анахата-чакре. Окружённый тремя чакрами снизу и тремя сверху, он сияет золотым цветом, словно драгоценный камень в самом центре чакра-малы («гирлянды чакр», то есть позвоночника). В самом начале практик подъёма кундалини и перехода к высшим состояниям сознания суфии и мистики других традиций предлагают своим ученикам мысленно представлять сияющий в сердце чистый свет. Именно в сердце возникает анахата-нада, или шабда-брахма, — не вызванный ударом космический звук.
Шакти
Какини.• Меч становится тем оружием, с помощью которого человек рассекает все препятствия на пути восходящего потока энергии.• Щит оберегает практикующего от внешних, земных обстоятельств.• Череп указывает на отрешенность от ложного отождествления с телом.• Трезубец символизирует равновесие трёх сил сохранения, сотворения и уничтожения.
Кундалини-Шакти
Именно в сердечной чакре Кундалини-Шакти впервые проявляется в облике прекрасной богини. Она восседает в треугольнике в позе лотоса. Этот треугольник обращен вершиной вверх, что указывает на склонность шакти к восходящему движению, поднимающему практикующего к высшим планам существования.
Облаченная в белое сари, Кундалини-Шакти безмятежна и уравновешена. Она является матерью-девой и символизирует шакти как самоотверженное духовное служение. Эта богиня уже не отождествляется с разрушительной силой змеи, как это было на уровне первой чакры. Теперь Кундалини-Шакти превращается в богиню, и человек способен сообщаться с этой одушевленной восходящей энергией. Она уже не обвивается вокруг лингама, а независимо восседает в йогической позе.
Сидящая в позе лотоса Кундалини-Шакти воплощает собой анахата-наду, космическое звучание, раздающееся повею дуй иначе именуемое «белым шумом». Этот звук зарождается в сердце как АУМ, семя всех звуков. Сердце и дыхание играют для анахата-чакры жизненно важную роль, так как сердце является центром ощущений организма, а контроль над ритмом дыхания позволяет человеку одновременно управлять своим сердцебиением. Тот, кто достиг осознанности уровня четвёртой чакры, обретает утончённую уравновешенность тела и души. Охватываемый этой чакрой мир святости приносит человеку способность видеть божественную милость во всём сущем.
Эффекты от медитации
Развивая четвёртую чакру, человек овладевает языком, стихосложением и всеми искусствами, связанными с речью, а также индриями, то есть желаниями и физическими функциями. Он становится властелином над самим собой, обретает мудрость и внутреннюю силу. Мужская и женская энергии достигают равновесия, а воздействие этих двух энергий извне уже не представляет собой проблемы, так как все взаимоотношения человека становятся чистыми. Он подчиняет свои чувства и развивается свободно, не испытывая никаких внешних препятствий. Человек, достигший уровня четвёртой чакры, преодолевает ограничения внешних обстоятельств и окружающей среды, становится независимым и ощущает внутреннюю движущую силу. Его жизнь превращается в источник воодушевления для окружающих, так как в присутствии такого человека они ощущают покой и уравновешенность.
Вместе с чистым звучанием анахата-чакры приходит божественное зрение, вызывающее взвешенность поступков и чувство радости. Человек обретает власть над вайю, элементом воздуха. Поскольку воздух лишён формы, человек с преобладающей четвёртой чакрой способен становиться невидимым, мгновенно перемещаться в пространстве и проникать в тела других людей.
Характерное поведение, связанное с манипура-чакрой
Человек переживает период анахата-чакры в возрасте от 21 до 28 лет. Он начинает осознавать свою карму, последствия своих поступков. Его побудительной силой становится бхакти, или религиозная вера, и такой человек стремится к равновесию на всех уровнях существования. По ночам он спит от четырёх до шести часов, лежа на левом боку.
Олень анахата-чакры двигается стремительно, часто изменяя направление движения под острыми углами. У исполненного любви человека могут появиться качества и наклонности, сходные с оленьими: мечтательные глаза, склонность к беспокойным скитаниям и стремительные движения. При овладении четвёртой чакрой эмоциональное возбуждение прекращается.
Анахата-чакра охватывает судхарму (надлежащую, правильную религиозность), благие наклонности и миры чистоты, равновесия и благоухания. При совершении неблаговидных поступков в анахата-чакре может возникать мучительное ощущение. Ясность сознания представляет собой просветление очищенного человека, развившего свои добрые наклонности и посвятившего свою жизнь маха-локе, плану равновесия.
Описание
Закрепление высших качеств: любовь, семейное счастье, поддержка, защита.
Когда человек уходит из этого мира через анахата чакру, считается, что он снова перевоплотится в мире людей.
Описание Альберто Виллолдо
Сердечная чакра расположена в центре груди — не над самим сердцем, а в сердечном сплетении. Это ось системы чакр. Живот является центром тяжести материального организма, а сердце — центром светящегося тела. Сердечная чакра регулирует работу вилочковой железы, ответственной за клеточный иммунитет.
Она играет ключевую роль в иммунной реакции и выработке В- и Т-лейкоцитов — «клеток-убийц». После очищения сердечной чакры с помощью Процесса Просветления люди с подавленной иммунной системой начинают чувствовать себя прекрасно.
В санскрите эта чакра носит название анахата, что означает «несвязанная». На уровне этой чакры успех уже не оценивается материальными достижениями.
Деньги, машины, слава и удача — все это не настоящие мерила успеха. Для человека, опирающегося на сердечную чакру, намного важнее свобода, радость и прочный покой. В возрастном отношении сердечной чакре соответствует период с двадцати одного года до двадцати восьми лет. Этот центр помогает нам создавать семью, любить своих партнеров и детей.
Мы испытываем любовь благодаря сердечному центру. Значение этой чакры чаще других понимают ошибочно, так как ее любовь — не влечение и не романтическая влюбленность. Сердечная чакра излучает любовь ко всему Сущему. Так цветок любит дождь, а ягуар — пойманную антилопу. Этот вид любви не сосредоточен на каком-то объекте; в своем существовании она ни от чего не зависит. Это не сентиментальность, а безличная любовь. Христианские богословы называют ее агапэ, а инки — типау. Это не средство, ведущее к какой-то цели. Такая любовь не требует брака и близких отношений. Она сама по себе является целью.
Несколько лет тому назад, путешествуя по Андам, я и мои спутники попали в снежный буран. С нами была индианка, которая несла своего трехмесячного малыша вниз, в больницу. Мы укрылись в заброшенной хижине; она уберегла нас от снега и града, но дыры в каменных стенах все равно пропускали внутрь безжалостные порывы ветра. Мы тесно прижались друг к другу, а Мария спрятала младенца на своей груди. Всю ночь мать пыталась покормить ребенка, расстегивая рубаху и поднося его губы к соску. К утру метель утихла. Окружающие холмы были покрыты толстым белым одеялом. На рассвете мы вышли наружу, чтобы согреться в лучах восходящего солнца. Распеленав новорожденного, Мария поняла, что девочка умерла еще ночью. Мы вернулись в деревню, где знахарка благосло- вила младенца и провела местный ритуал смерти. Затем мы с Марией ушли в горы; пока мы копали в промерзшей земле могилу, я пытался ее утешить. Мы оба плакали и молили Пача-маму, Мать-Землю, чтобы та приняла свое дитя. Когда похороны закончились, мы навалили на курган груду камней и вернулись в деревню.
Два дня спустя Мария снова трудилась в полях. Крестьяне рыхлили почву, чтобы подготовить ее к севу. Я по-прежнему пребывал в смятении и горевал о несчастном ребенке. Увидев, как я расстроен, Мария подошла ко мне, потрепала по голове и сказала:
— Не печалься. Мое дитя вернулось к своей матери.
Ее слова только разбередили мои страдания. Я ушел к ледяному ручью на краю деревни, разделся до трусов и побрел по мелководью. Холодная вода вышибла из меня глупую сентиментальность. Затем Мария отвела меня к той шаманке, которая проводила обряд смерти. Старуха прижала ладонь к моему сердцу и мягко объяснила, что печалиться не о чем. Я не мог поверить своим ушам. Она утешала меня! Вечером родня Марии поблагодарила меня за то, что я был рядом в ту долгую морозную ночь. Они тоже печалились, но говорили со мной сердечно и сочувственно. Никогда прежде я не видел такой бескорыстной любви.
Эгоизм, даже если он рядится в одежды альтруизма, способен вызывать ужасные нарушения работы четвертой чакры. Чтобы испытать такую любовь, мы должны умереть для прошлого, стать совершенно иными. По этой причине шаманы раз- работали замысловатые практики, помогающие пережить гибель эго и себялюбия.
Впрочем, для того чтобы испытать любовь сердечной чакры, совсем не обязательно проходить сложные ритуалы лесных шаманов. Для этого достаточно отдаться любви, превратить ее из чувства в дело и медитацию. Нужно перестать влюбляться и стать самой любовью. В очередной раз ощущая биение своего сердца, помните, что это биение любви.
Одним из отрицательных проявлений этой чакры является раздутое самомнение.
Все мы сталкивались с людьми, твердящими, что «самое важное — это любовь», говорящими о любви избитыми словами. Но самое важное для таких людей — продемонстрировать свою «просветленность»; реальная благотворительность и беззаветная любовь имеет для них второстепенное значение. Другим отрицательным проявлением инстинкта любви является неспособность сопереживать самому себе. В отсутствие любви к себе мы погрязаем в самокритике и чувстве стыда.
Ослабленная деятельность сердечной чакры проявляется в неумении завязывать близкие отношения. Такой человек рвет взаимоотношения в тот самый миг, когда ощущает собственную уязвимость; чтобы отвлечься от привязанности, он часто с головой уходит в работу. Уравновешенная работа сердечной чакры помогает
добиться по-настоящему тесных отношений. Она гармонично сочетает мужское и женское начала, и мы уже не ищем «утраченной половины» среди окружающих.
Мягкость и твердость, восприимчивость и творчество превращаются из противоположностей в единое целое, образуют утонченную гармонию. Сердечный центр позволяет вернуть себе детскую невинность, которая делает нас непосредственными и восторженными. Мы понимаем, кто мы, и миримся с собой, а это приносит счастье и покой.
Комментарии (0)