Аджна (Агья)
Чело. Око.
Ядро Самаргла
Каналы Дизайн Человека | |
Центры Дизайн Человека | Центр Аджна |
Генные ключи | |
Ворота Дизайн Человека |
|
Гексаграммы И-Цзин | |
Санскритское название | Аджна (Агья) |
Христианское название | Чело. Око. |
Ведическое название | Ядро Самаргла |
Возраст | 36-42 |
Царство | Середина золотого |
Мировозрение | Духовное, ведийское, ясновидение |
Гуна | саттва |
Варна | Брахман (ведун) |
Элемент / Дхьяни-Будда (Будды Высшей мудрости) | Свет, психический элемент |
Цвет | синий |
Нота | ля |
Форма таттвы | Maxaтаттва, в которой все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, махат или махататтва состоит из трёх гун и включает в себя манас, буддхи, ахамкару и читту. |
Биджа мантра | АУМ. |
Качество | продавливание реальности, видение, знание |
Расположение | продолговатый мозг; шишковидная железа; межбровье. |
Преобладающее чувство | сознание – восприятие идей и понятий |
Орган чувств | глаза |
Органы | вегетативная нервная система, глаза, нос, позвоночник, мозг, нервная система |
Эндокринная система | гипофиз, шишковидное тело (эпифиз) |
Источники | просветление, самосознание |
Инстинкты | поиск истины |
Телесные аспекты | мозг, глаза, нервная система |
Психологические аспекты | рассудок и логика, разумность, сопереживание, подавленность, стрессовые заболевания, отрешенность |
Кристаллы | флюорит, индиговый турмалин |
Вид | два больших лепестка, каждый из которых разделён на сорок восемь маленьких. Серебристо-белого цвета и имеет форму эллипса. |
Мир в Сансаре | Мир Небес |
Мир во Вселенной | Мир Без-Форм (Каузальный Мир) |
Лока (план существования) | тапас-лока, план воздержания, или покаяния (тапасъя). |
При забитости в канале Ида | заблуждение о том, что возможно удовлетворять желания, используя информацию этого мира – неясную и неопределённую. |
При забитости в канале Пингала | желание приносить вред живым существам, а не пользу. Гнев, направленный против всего общества. |
При забитости в канале Сушумна | намеренное невежество. |
Физические и / или духовные проблемы | поглощённость мечтами и желаниями этого мира, захваченность идеями |
При активизации | полное исполнение желаний, контроль и управление людьми и окружающим миром. |
Ступень духовной практики, согласно Закону Возникновения Условий | Доскональное Знание (Vijja) |
Планета-управитель | Сатурн (солнечный тип, мужское начало). |
Носитель биджи | Нада, или Ардхаматра. |
Шакти | Хакини. |
Божество | Ардханаришвара — полумужчина-полуженшина, Шива-Шакти, символ основополагающей двойственности; правая сторона этого божества является мужской, а левая — женской. |
На вершине позвоночного столба, около продолговатого мозга расположена одна из наиболее важных чакр, аджна, которая имеет два серебристо-серых или просто бесцветных лепестка. Чакры, расположенные выше вишуддхи, связаны в основном с высшим интеллектом. Некоторые источники даже не считают их чакрами, поскольку по мере того как затуманивающая сила прана-шакти убывает, манас-шакти становится все более доминирующей, т.е. когда омрачения ума и сознания постепенно уходят, работа аджна чакры становится все более явной. Аджна чакра является командным центром. Она действует совместно с системой активирования сетчатки, продолговатым мозгом и железой. Аджна чакра представляет собой третий глаз, через который может восприниматься весь тонкий мир. Она известна как «ворота к освобождению».
Когда энергия кундалини проходит через аджну, двойственность и эго исчезают т.к. аджна чакра считается уже уровнем мудрости, где встречаются ида, пингала и сушумна, приходит понимание полной взаимосвязи и неразличения всего сущего по каким либо признакам. Т.е. человек понимает, скорее даже получает переживание того, что делая что либо для других, он на самом деле делает это для себя, принося пользу другим приносит ее и себе, нанося вред другим – вредит себе.
Могут открыться сиддхи (сверхъестественные способности) – ясновиденье и яснослышанье. Человек обнаруживает связь со своим внутренним учителем, со своим высшим, истинным «Я», может легко переходить в самадхи. Хотя на этом этапе возможно появление сильного эгоизма.
Обычно мощной аджна чакрой обладают люди, которые реализуют масштабные проекты, например архитекторы крупных зданий и сооружений, скульпторы работающие со сложными и большими композициями. Считается, что в начале, они формируют модель этого проекта во внутреннем мире, а затем, через аджна чакру реализуют его в материальном мире.
Седьмая чакра описываемая Горакшанатхом расположена в нервном центре в междубровье и называется Горакшанатхом Бхру-чакра. Здесь Сушумна принимает форму света горящей лампы (dIpa-ShikhA-kAra) размером с большой палец (aNgustha-mAtra), и называется все это Джняна-нетра (jNAna-netra) – глаз Познания. На этой стадии йогин становится единым со светом и обретает Ваг-сиддхи – все что он говорит становится Истиной. Вся его жизнь станосится Истина и его речь лишь отражает это.
Форма янтры
белый круг с 2 светящимися лепестками. Эти лепестки представляют собой 2 доли шишковидной железы. В центре круга размещается лингам.
Биджа мантра
АУМ.Вритти на лепестках
- апара — мирское знание, управляющее жизненными вритти других чакр, находится с правой стороны межбровья,
- пара — духовное знание, управляющее поворотом низших вритти к Исконному «Я», находится с левой стороны межбровья.
Гуна Невежество (Тамас)
Человек использует свои тонко-материальные ресурсы, свой духовный потенциал не задумываясь о кармических последствиях и воздаянии (например изобретение ядерной бомбы и т.п. вещей). Грубо говоря, такой человек за счет энергии продавливает реальность под себя.
Гуна Страсть (Раджас)
Реализация проектов для своего эго. Например, человек захотел построить ночной клуб, опять-таки не задумываясь, что там будет происходить, т.е. не задумываясь какая карма ему вернется.
Гуна Благость (Саттва)
Человек начинает творить, то, что принесет максимальное благо другим, для помощи. Благо и помощь с точки зрения духовного развития и познания себя.
Сверхъестественные Силы
- Видеть богов-хранителей внутри и вокруг себя;
- Видеть мельчайшие частицы (атомы и т. п.);
- Дальше развивать обретённые сверхспособности.
Носитель биджи
Нада, или Ардхаматра.Божество
Ардханаришвара — полумужчина-полуженшина, Шива-Шакти, символ основополагающей двойственности; правая сторона этого божества является мужской, а левая — женской.Ардханаришвара стоит на лингаме, именуемом итара-лингамом. Этот лингам имеет ослепительно белый цвет. Кожа мужской половины тела Ардханаришвары имеет камфарно-синий цвет. В правой руке божество держит трезубец, символизирующий 3 аспекта сознания: различение, волеизъявление и влечение.
Женская половина тела Ардханаришвары имеет розовый цвет. Эта сторона облачена в красное сари, а шея и руки божества усыпаны сверкающими золотыми украшениями. В левой руке оно держит розовый лотос — символ чистоты. В Ардханаришваре исчезает любая двойственность; это божество представляет собой завершенное единство и обладает собственным свечением и блеском. На этом плане освобождения, или мокши, Шива обретает полную власть над всеми аспектами «Я». Третий глаз Шивы, орган ясновидения, называют сва-нетра. Превращаясь в Сада-Шиву, «Вечного Шиву», этот бог уже не отделяется от своей Шакти как независимое мужское начало. Шива наделяет знанием, которое переводит дыхание (прану) и разум под руководство Ардханаришвары.
Шакти
Хакини.У Хакини-Шакти 4 руки и 6 голов. Её кожа имеет бледно-розовый цвет, а украшения сделаны из золота и блистают драгоценными камнями. Облаченная в красное сари, она восседает на розовом лотосе с приподнятой левой стопой. Она передает людям знания безусловной истины и понимание недвойственности.
Эта богиня держит в руках следующие предметы:
- Принадлежащий Шиве барабан дамару, издающий непрерывный бой и направляющий практикующего по правильному пути.
- Череп, символ непривязанности.
- Малу для джапы, инструмент сосредоточения.
- Четвертая рука богини находится в мудре, дарующей бесстрашие.
Эффекты от медитации
Медитирующий на этой чакре избавляется от всех грехов и загрязнений и входит в 7 дверь, выводящую выше аджня-чакры. Аура этого человека проявляет себя таким образом, что любой, кто оказывается рядом с ним, становится спокойным и восприимчивым к утонченным звуковым частотам слога АУМ; ритм звучания АУМ возникает в самом теле человека, который становится таттва-титой, то есть поднимается выше таттв. В основе своей все желания являются игрой таттв, и потому, утверждая себя в точке между бровями, практикующий выходит за сферу любых желаний, которые являются побудительными силами жизни и подталкивают человека во всех направлениях. Кроме того, практикующий добивается сосредоточенности на одном, то есть становится трикала-даршином: познавшим прошлое, настоящее и будущее. Ида и пингала ограничены рамками времени, и потому вплоть до достижения уровня 5 чакры йог также остается скованным временем. Однако под аджня-чакрой каналы Ида и пингала завершаются, и тогда йог переходит к сушумне, которая является калатитой, так как пребывает вне времени. На уровне этой чакры исчезает опасность возвращения вниз — духовное нисхождение уже становится невозможным, так как, до тех пор пока человек остается в физическом теле, он пребывает в неизменном состоянии недвойственного сознания. Он способен по собственной воле проникать в любое тело, понимать внутреннее значение космического знания и самостоятельно создавать новые писания.
Достигший уровня аджня-чакры, человек обнаруживает в себе божественное и созерцает ту же божественность в других. На уровне 4 чакры он развивается благодаря ананде (блаженству), а на уровне 5 — посредством чита (космического сознания). Поднявшись к аджня-чакре, он становится сотом (истиной). Не остается ни наблюдаемого, ни наблюдателя. Человек достигает осознания «То есть Я, Я есть То» и воплощает собой сатчитананду — «истину-сознание- блаженство».
Осознание 5 чакры представляет собой СОХАМ («То есть Я» — от са: «то», ахам: «я»). На уровне 6 чакры эти слоги меняются местами и превращаются в слово ХАМСА. Когда йог медитирует на атмане, или «Я» в бинду (точке, олицетворяющей в слоге АУM бесконечность), он постигает это «Я» как ХАМСА — в санскрите это слово также означает «лебедь». Лебедь способен долететь до тех районов, которые недоступны обычному человеку. Того, кто постоянно пребывает на этом уровне сознания, называют пара-махамсой.
Характерное поведение, связанное с манипура-чакрой
Шишковидная железа проникает в третий желудочек и окружена спинномозговой жидкостью. Чистая, как вода, жидкость исходит из сома-чакры (Лунной Чакры), расположенной над аджней. Жидкость перемещается по полостям (желудочкам) мозга и нисходит по позвоночному столбу к самому основанию позвоночника. Шишковидная железа помогает регулировать это течение, делать его равномерным. Сама шишковидная железа чрезвычайно чувствительна к свету. Когда человек поднимается на уровень аджня-чакры, свет образует вокруг его головы сияющую ауру.
Поскольку в этом состоянии йог полностью контролирует своё дыхание и разум, он при любых действиях пребывает в непрерывном состоянии самадхи (осознания недвойственности). Любые его желания исполняются, и он способен по собственной воле видеть картины прошлого, настоящего и будущего. В аджня-чакре соединяются Ида (лунный поток), пингала (солнечный поток) и сушумна (центральный, нейтральный канал). Эти три «реки» встречаются в тривени — основной обители сознания.
6 чакра охватывает планы различения (вивека), нейтральности (сарасвати), солнечный план (ямуна), лунный план (ганга), планы подвижничества (тапас), насилия (химса), земного существования (притхиви), водной жизни (джала) и духовного служения (бхакти).
«Третий глаз» представляет собой различения». Два физических глаза видят прошлое и настоящее, тогда как «третий глаз» способен проникать в будущее. На уровне аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. В теле план нейтральности (сарасвати) проявляется как равновесие между солнечной и лунной энергиями. В сарасвати составляющие двойственности — отрицательное и положительное — уравновешиваются, что приводит к состоянию чистой подвижности и нейтральности. Солнечная (ямуна) и лунная (ганга) нервные энергии переплетаются во всех чакрах, сливаются на плане сарасвати и становятся единым целым в аджня-чакре. Это приводит к ощущению единства с космическими законами, которые проявляются на плане воздержания. Человек осознает, что являет собой бессмертный дух в бренном теле. Лунный водный план охлаждает любое чрезмерное тепло, выработанное повышением энергии, а также очищает различение. Бхакти-лока, план духовного служения, поддерживает в теле йога надлежащее равновесие.
Достигший уровня аджня-чакры, йог сам становится проявлением божественного. Он воплощает собой все элементы в их чистейшей форме. Никакие внешние и внутренние изменения уже не представляют собой проблемы. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.
Описание
Отвечает за озарение, блокируется иллюзорным восприятием мира; идеальный баланс интелекта и интуиции. Вступает в силу простота, открываеются сидхи.
Описание Альберто Виллолдо
Шестая чакра, «третий глаз», расположена в центре лба. В индийской традиции ее считали третьим глазом Шивы, который дарует знание недвойственности и совершенной истины. В санскрите этот центр носит название аджня, «безграничная власть». В этой чакре мы обретаем понимание того, что неотделимы от Бога. Мы выражаем божественное собой и видим его в других. В присутствии человека, достигшего этой стадии, ощущается глубокое спокойствие. На уровне второй чакры мужское и женское встречаются вне тела; в шестой чакре они сливаются внутри. Человек сознает себя вечной сущностью, временно обитающей в этом теле. Тот, чья шестая чакра пробудилась, понимает, что подлинное Я должно отбросить отождествление с телесными или умственными переживаниями.
Нужно возвыситься над телом и разумом, но радостно принять их в поле сознания.
Наблюдая за собственным умом, можно перейти в надличностные состояния.
За мыслями нужно следить с любопытством, но без вовлеченности. Когда выходишь за рамки ума, сомнения исчезают, а желания и порывы перестают быть основными побудительными силами. Человек переносится в мир знания, доступный восприятию, но не словесному описанию. Дело не в том, что он выходит за пределы возможностей языка, просто там есть только переживания.
Шаманы говорят, что в это царство не попадешь случайно, его находит лишь тот, кто ищет. Такое состояние похоже на двух влюбленных, которые окончательно сливаются в долгом поцелуе. Что можно сказать о восприятии, когда нет того, кто воспринимает? Стоит промолвить хоть слово, как смысл ускользает. Это похоже на пробуждение ото сна: как только начинаешь сознавать, что видел сон, память
забывает сновидение.
При нарушениях работы шестой чакры человек путает сведения со знаниями. Он полагает, что постиг великие духовные истины, хотя на самом деле в его распоряжении только горстка фактов. Шаманы знают, как вызвать дождь, даже не подозревая, что вода состоит из атомов кислорода и водорода. Хроническое нарушение работы чакры третьего глаза отражается в духовном материализме.
Такие люди часто пользуются в мире огромной властью и влиянием, не признавая своей ответственности за происходящее. В нашем мире, где правит пресса с ее культами сенсаций, энергии шестой чакры постоянно искажаются, что ведет к духовному невежеству и раздутому самомнению. Как антрополог, я знал, что любой контакт с нетронутыми культурами непременно оказывает пагубное воздействие на изучаемое общество. Еда, которую приносишь с собой, фотоаппарат и прочие приборы, даже современная одежда — все это искажает наблюдения. Инки, у которых я учился, в том числе донья Лаура и дон Мануэль, до сих пор прядут пряжу и вручную ткут одежду. Они не пользуются вещами из западного мира.
Однако став свидетелем смерти ребенка Марии, я отбросил антропологический принцип невмешательства. Студенты приносили мне детскую одежду, чтобы я отвез ее инкам. Благодаря многочисленным щедрым пожертвованиям нам удалось справить куртки и другую зимнюю одежду для всех детей из шести высокогорных деревень. С 1992 года мы посылаем к крестьянам санитарные отряды.
Хотя местные жители по-прежнему редко встречаются с представителями Запада, «цивилизованные» болезни до них уже добрались. Каждый год под крышей палатки, которая стала нашим полевым госпиталем, мы оказываем медицинскую помощь более чем трем сотням взрослых и детей. Однажды в деревне появилось несколько фотографов, прознавших о нашей работе; после отъезда кто-то из них оставил в деревне несколько коробок детского питания, и крестьянки начали давать его детям. Несколько месяцев спустя в нашу больницу явилась одна из матерей с четырехмесячным ребенком на руках. Запасы детского питания иссякли за три недели до того, а молоко у нее давно перегорело. От малыша остались кожа да кости, он едва ли весил больше трех килограммов. Мы отдали ей все банки с детским питанием, какие удалось найти, а потом убедили обратиться за помощью к соседке, которая продолжала кормить своих детей грудью. Исходившие из самых добрых побуждений гости сделали местным жителям очень опасный подарок.
Я понял, что мы должны найти шамана внутри самих себя. Cвоим студентам я объясняю, что, сколько ни живи среди индейцев, это не принесет мудрости и силы, если их в тебе нет. Я обнаружил, что поиски знаний нередко приносят совершенно противоположное — отвлекают нас от настоящих встреч с Духом. Шаман — человек, достигший самоосознания. Внутреннее пробуждение позволяет ему видеть пути Духа. Антонио не раз напоминал мне, что Будда не был буддистом, а Христос — христианином. Первый сидел под священным баньяном, пока не достиг просветления. Второй на сорок дней ушел в пустыню. Шестая чакра дает нам возможность добиться самопробуждения. Отбросим пончо, погремушки и перья, все прочие внешние знаки — и тогда сама загадка жизни наполнит нас благоговением и суеверным ужасом.
Открытый третий глаз позволяет шаману узнать, кто он на самом деле. Это зрение приносит ему знания о прошлом и будущем, позволяет увидеть возможные варианты развития судьбы. По некоторым легендам, тот, кто пробуждает эту чакру, способен обрести физическое бессмертие. Все его желания сбываются, а если один и тот же мысленный образ поддерживают несколько видящих, они могут осуществить задуманное в планетарном масштабе. Эта традиция сохраняется у коренных народов издавна. Старейшины племени хопи и совет знахарей инка усаживаются для совместной медитации, чтобы сообща создать мысленный образ того мира, который они хотели бы оставить своим потомкам.
Комментарии (0)