Сутра 12. Кармашайя и перерождение

  • Сама карма коренится в этих пяти помехах и должна прийти к осуществлению в этой или последующей жизни.
    Бейли
  • «Хранилище поступков» имеет своей основой болезненные препятствия и опыт жизни, зримой и незримой.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Приемник дел имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или невидимой.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Кармический Остаток» (Заслуженный — Незаслуженный) имеет свой корень в Препятствиях и испытывается в «видимых» и в «невидимых» жизнях.
    Ганганадха
  • Помехи влияют на наши действия и их последствия. Последствия могут быть или могут не быть очевидными во время самого действия.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Почему нас должны беспокоить эти помехи?
    Эти помехи базируются как в разуме, так и в теле. Все наши действия проистекают из них. Те действия, которые начаты в момент доминирования помех, скорее всего приведут к нежелательным последствиям, поскольку помехи базируются на превратном понимании. Если мы ошибаемся в увиденном, то выводы, к которым мы приходим в результате увиденного, могут быть неправильными. Следующая сутра детализирует проблему.

  • «Вместилище кармы» имеет своим корнем клеши и реализуется в видимом и невидимых существованиях.
    Загуменнов
  • Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
    Островская и Рудой
  • Корень страданий, испытываемых в видимых рождениях и в невидимых(иных рождениях) — в намерениях к действиям.
    Ригина
  • Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях.
    Свенсон
  • Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания на препятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном] планах.
    Фальков
  • Это хранилище карм, которое есть корневая причина омрачении, существует,чтобы испытываться на опыте в настоящем и будущих рождениях.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В этой сутре идет речь о законе кармы и перерождении. Говорится, что назначения могут обнаруживаться в прошлых, настоящих и будущих рождениях. Это означает, что кармы человека обусловлены омрачениями и с прекращением карм [для клеш] заканчивается возможность [оказывать свое влияние]. Но пока есть омрачения, они продолжают доставлять опыт в настоящем и будущих рождениях. Вот почему каждому человеку приходится подвергаться влиянию прошлых карм. Если кармы должны быть уничтожены, то, в сущности, нам необходимо идти обратно к их источнику, а именно к пяти омрачениям. [По сути] это процесс, который развивается по двум путям: кармы являются причиной клеш, а клеши дают начало новым кармам. С новыми кармами мы накапливаем новые самскары, после чего эти самскары снова усиливают причину омрачений.
    * Карма ― действие ― в узком смысле ― любая человеческая активность; в широком ― действие общего закона причинности. (Прим. пер.)

  • Аккумулированные следы прошлых жизней, укоренные в страдании, будут «пережиты» в этом и последующих воплощениях.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Следы или остаточные впечатления как от хороших, так и от плохих действий воздействуют на человека в соответствии со своими достоинствами или недостатками. Следы действия – это семена, из которых прорастают печали и радости, испытываемые нами как в настоящей, так и в последующих жизнях.

    Действия, совершенные в прошлом, являются источником страданий, которые, в свою очередь, порождают новые действия. Таким образом, будущие рождения становятся неизбежными. В этом заключена карма, универсальный закон причины и следствия. Страдания и действия переплетаются и пропитывают друг друга, и таким образом цикл рождения и смерти продолжается. Действия, вызванные алчностью, злобой, вожделением и гордыней, порождают страдание, а действия, не обремененные желанием, приводят к блаженству. Последствия обоих типов действия могут быть очевидными и неочевидными, проявленными и скрытыми. Они могут всплыть на поверхность как в этой жизни, так и в последующих. Шри Харихарананда уподобляет вместилище кармы семени, желание, алчность и вожделение – побегам, жизнь – растению, а страдание – цветам и плодам. Благодаря крийя-йоге, которая дает в наше распоряжение тапас, свадхьяйю и Ишвара пранидхану, мы истребляем остаточную карму. Карма – это аккумулированные плоды действий, которые накапливались на протяжении всех жизней, включая и настоящую. Плоды действия бывают очевидными и неочевидными. Говоря о последних, мы имеем ввиду предопределенные следствия, которые человек воспринимает как судьбу, участь.
    Индийские предания изобилуют примерами кармашайи: достаточно вспомнить историю Нандишвары (он был обращен в ездовое животное бога Шивы), Вишвамитры (царя-воина, который стал истинным брамином), Урваши (эта небесная нимфа превратилась в лиану) или Нахуши (владыки небес, ставшего змеей).
    Нахуша, царь Бхараты (Индии), был добродетельным царем. Когда бог Индра, повелитель небес, убил демона по имени Вритра, он должен был принести покаяние за убийство брамина. Так небеса временно остались без своего владыки. За добродетель Нахуши боги просили его занять престол Индры и повелевать небесами, пока тот полностью не искупит свой грех. С неохотой Нахуша повиновался. Оказавшись во владениях Индры, он воспылал любовью к Шачи, супруге грозного бога, и как небесный владыка стал рассчитывать на ее благосклонность. Шачи обратилась к своему наставнику, Брихаспати, дабы тот подсказал, как она может оградить себя от притязаний Нахуши. Наставник велел уступить, поставив Нахуше одно условие: царю следовало явиться в дом своей возлюбленной в довольно необычном паланкине, который должны были нести семь мудрецов (так называемые саптариши, которые образуют созвездие Большой Медведицы). Вожделение помешало Нахуше внять голосу разума, и он немедля созвал святых подвижников, дабы они отнесли его к дому Шачи. Ослепленный страстью, томимый нетерпением, он велел мудрецам двигаться быстрее. На санскрите словосочетание «двигаться быстро» звучит как сарпа, что также означает «змея». В нетерпении Нахуша потерял контроль над собой и ударил мудреца Агастью. Великий мастер вознегодовал и в гневе проклял царя, воскликнув сапробхава, что значит «будь змеей».
    В тот же миг Нахуша был сброшен с небес и очутился на земле в облике змея (см. I.5). Таким он и оставался, покуда потомок его, Юдхиштира, не очистил карму прежде великого царя. Обвившись кольцами вокруг Бхимы, брата Юдхиштиры и сына Панду, чей род был воспет в Махабхарате, змей обещал освободить его при условии, что тот ответит на всего его вопросы. Сделать это Бхиме не удалось, но ему на помощь пришел Юдхиштира, отправившийся на поиски брата. Увидев Бхиму, окольцованного огромной змеей, Юдхиштира встревожился. Однако Нахуша дал слово, что не причинит Бхиме вреда и освободит его, если получит ответы на свои вопросы. Юдхиштира без труда выполнил поставленное условие и освободил брата. Вскоре Нахуша вновь обрел человеческое обличье, осознал безрассудность своего поведения и покаялся.
    Предания раскрывают нам пример и хорошей кармы, благодаря которой молодой бык Нанди познал Господа. Нанди, дитя Камадхену, коровы изобилия, удовлетворяющей любое желание, достиг высшей степени свободы благодаря садхане и стал помощником бога Шивы, превратившись в его ездовое животное.