Сутра 31 (32). Гуны уходят

  • Видоизменения умственной материи (или качества материи) по причине природы, присущей трём гунам, оканчиваются, поскольку они сослужили свою службу.
    Бейли
  • Завершается последовательное превращение качеств, ибо всё закончено.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Отсюда следует окончание последовательности видоизменений (модификаций) Атрибутов (свойств), чья цель осуществлена.
    Ганганадха
  • Три основных свойства перестают сопровождать последовательность перемежающихся болей и удовольствий.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    В это время в нашем распоряжении наивысший потенциал.

    Получив в свое распоряжение высший интеллект, мы контролируем объекты восприятия. Они больше не изменяются в результате комбинаций трех качеств. Мы можем повлиять на них в своих целях, не совершая, и даже не провоцируя действий, достойных сожаления. Изменения в разуме, в ощущениях и в теле больше не создают неприятностей.

  • В результате этого — завершение (самапти) непрерывного ряда (крама)изменений гун, ибо они выполнили свое назначение (артха).
    Загуменнов
  • В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.
    Островская и Рудой
  • Тогда окончены последовательные превращения Гун, так как их назначение уже исполнено.
    Ригина
  • Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
    Свенсон
  • И тогда окончено течение превращений качеств [Гун], ибо цель достигнута.
    Фальков
  • С этого момента, выполнив своё назначение, и после окончания процесса изменения гуны уходят.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Йог становится критартхой путем достижения дхарма мегха самадхи, потому что для него не остается ничего, что должно быть достигнуто. Процесс изменения в уме, а также в гуннах приходит к своей остановке. Вместе с законом изменения завершается действие закона причины и следствия настолько, насколько он касается йога. Весь процесс [деятельности] гун имеет одно назначение ― создание опыта для пуруши и в конечном итоге ― приведение к освобождению. Выполнив оба эти назначения, гуны уходят.

  • Когда достигается дхармамегха самадхи, качества природы, гуны, прекращают свою работу. Выполнив свое предназначение, цикл постоянных превращений гун завершается.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Когда излучаемый душой свет трансформирует сознание йогина, ритмичная игра качеств природы, саттвы, раджаса и тамаса, останавливается. Их задание выполнено, и они возвращаются к своему источнику.

    Разум и сознание находят успокоение в обители души. Господин – созерцатель, или душа, – безусловен. Он удерживает гуны в подчинении, используя их, когда необходимо. И, словно преданные слуги, они с радостью содействуют ему. Однако теперь они не оказывают на человека никакого воздействия и не мешают созерцателю сиять в его славе.
    (См. II.18, 22–24.)