Сутра 15-1 (16). Ум и объект

  • Многие видоизменения единого ума производят различные формы, существование которых зависит от этих умственных импульсов.2.3.
    Бейли
  • Объект (васту) не зависит от одного Ума (Познания) (эка-читта-тантра);[поскольку] что должно быть, когда не будет средств познания его?
    Ганганадха
  • Если бы объекты были только концепциями конкретного индивидуального разума, тогда существовали ли бы они в отсутствие восприятия им?6.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Разве это не вызывает сомнений в реальности любого объекта? Может ли объект существовать только в воображении индивидуума, не существуя независимо от него?

    Патанджали задает риторический вопрос. Ответ очевиден. Существование объекта не может зависеть только от наблюдений конкретного индивидуума. Река не перестает течь из-за того, что никто на нее не смотрит.

  • Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо, если] он[почему-либо] не может быть познан, то чем же в этом случае он будет?
    Островская и Рудой
  • Объекты не зависят от единичного сознания, ибо при отсутствии этого[сознания], что случилось бы [с этими объектами]?
    Ригина
  • И если объект, зависящий от одного — единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?10.
    Свенсон
  • Объект восприятия не зависит от читты; что бы произошло с объектом,когда бы не было средства познания?
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    [Хотя] восприятие объекта происходит при посредничестве индрий, он не зависит от какого-то одного ума или одной познавательной формы читты. Если бы это было так, тогда в отсутствии этого средства познания познание не продолжалось бы [другим умом]. На этот счет имеются две теории. Теория идеализма отрицает само существование мира. Теория реализма [утверждает], что мир существует в объективной форме так, как мы его видим. Веданта ― идеалистическая школа философии, тогда как чарвака ― реалистическая. По всей видимости, йога занимает среднее положение. не лишена более высокой стороны, [идеи] воспринимаемого мира, но также не лишена и объективной стороны. Она верит как в существование объектов, так и в более высокое существование [идеи]. Поэтому, даже когда читта удаляется [от объектов], мир будет продолжать существовать, потому что мир как целое существует в материи, в уме, в индриях, во времени и в пространстве.
    Объект не зависит от [какого-либо] одного ума. Это означает, что феноменальный мир субъективен [по отношению] к каждому уму, но он не исчезает, когда кто-то достигает кайвальи. Он продолжается для других людей, которые еще не достигли освобождения. Если вы думаете, что объект восприятия зависит от ума, который уничтожен, тогда можно спросить, что происходит с объектом восприятия, когда он [больше] не познается этим умом? Ответ состоит в том, что объект продолжает существовать для других людей.

  • Объект существует вне зависимости от того, распознается он чьим-либо сознанием или нет. Что с ним происходит, когда сознание, способное его воспринять, отсутствует?
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Реальность объекта не зависит от наличия ума или сознания. Если ум или сознание не распознают объект, это значит, что они не видят его либо он [объект] не активизирует созерцателя. Но это не значит, что объект не существует.

    Поскольку пракрити так же реальна и вечна, как и пуруша, объект и субъект тоже реальны и вечны. Из-за незрелого ума и различий в степени развития сознания, каждый человек воспринимает объект в соответствии с длиной своей интеллектуальной волны. Но суть объекта не меняется. Когда в процессе садханы йогин достигает совершенства, ум и сознание прикасаются к высшему знанию. Йогин достигает реализации и превращается в невовлеченного свидетеля объектов.
    Человек триедин: тело, ум и душа его неотъемлемые составляющие. Я уже упоминал, что индийская философия рассматривает ум в качестве одиннадцатого чувства. Одиннадцать чувств – это пять органов действия, пять органов восприятия и ум. Тело, чувства, ум, разум и «я» взаимозависимы: они являются частями космического сознания (махат) и подвержены изменениям и трансформациям, в отличие от души, которая неизменна. Ум стимулирует чувства восприятия, и наоборот, а органы действия функционируют таким образом, чтобы ум мог экспериментально познавать объекты. Все это закрепляется в соответствии с уровнем развития ума и, в свою очередь, оставляет впечатления в сознании.
    Если объект не активизирует ум, значит, он (объект) не воспринимается умом либо уму не удается осознать его. Избавляясь от власти гун, ум начинает видеть объекты в их истинной реальности и освобождается от впечатлений. Его контакт с воспринимаемыми объектами обрывается. Тогда ум и душа сливаются воедино и одновременно достигают единства с сутью объектов.
    (См. I.43; II.22; IV.22, 31, 32.)